|
Проекты, учреждения ремонстрантыРЕМОНСТРАНТЫ (от лат. remonstratia — представление) ― последователи учения Якоба Арминия. В 1610 г. сорок шесть пасторов реформатской церкви, главным образом голландской, выработали согласованную позицию в поддержку тезиса Арминия о способности человека самостоятельно выбрать через веру во Христа божественную благодать. Тем самым подвергалась пересмотру кальвинистская доктрина изначального предопределения к спасению только избранных Богом. Отказ от этой доктрины был аргументирован в пяти положениях так называемой «Ремонстрации». Согласно этому документу: 1. Бог решил спасти не каких-то отдельно избранных людей, а всех уверовавших в Иисуса Христа по благодати Святого Духа; 2. Искупительная жертва Христа открыла возможность прощения грехов для всех, хотя действительностью это станет лишь для до конца пребывающих в вере; 3. Без «рождения свыше» во Христе и без благодати Божьей свободная воля человека сама по себе ещё не ведет к выбору добра; 4. Бог не навязывает людям свою благодать, она может быть принята только свободной волей человека; 5. Благодать безусловно даёт спасение, но человек может и отпасть от неё, лишиться спасающей перспективы, если откажется выбрать веру в Иисуса Христа. Предопределение толковалось как предвидение и вечное знание Бога обо всём, включая выбор веры, самостоятельно совершаемый человеком. Дискуссии по поводу заявленных положений имели широкий резонанс. Как критика «Ремонстрации», так и согласие с ней были использованы враждующими политическими группировками, что создало даже угрозу внутреннего противостояния в Голландии и раскола в рядах кальвинистов. Остроту ситуации смягчили, но не сняли окончательно, решения Синода антиремонстрантов в Дорте (Дордрехте), проведённого в 1618–1619 гг. На этом Синоде присутствовали делегации реформатских общин Англии, германских государств, Швейцарии. Движение Р. получило осуждение в ответном документе из пяти «Канонов», которые были объявлены официальным исповеданием Голландской реформатской церкви. Лейтмотивом «Канонов» осталась кальвинистская идея о спасении лишь тех, кто ещё до сотворения мира был предызбран к этому Богом — только в них и раскрывается возрождающая благодать. Поэтому спасение зависит исключительно от воли Бога. В свою очередь, в документе 1621 г. «Исповедание, или изъявление мнения священников, именуемых ремонстрантами» (подготовленном учеником Арминия теологом Симоном Бисхопом), Р. уточнили ряд своих толкований, «превысив» решения Дортского Синода. Эта позиция осталась довольно популярной и сохранила своё влияние в реформатской среде. Отношение к ней стало одним из критериев различения кальвинистов и арминиан. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |