|
Проекты, учреждения ривайвализмРИВАЙВЕЛИЗМ (от англ. revival — оживление, пробуждение) ― идеология религиозного пробуждения и возрождения духа апостольской церкви. Возникла в среде английских и американских протестантов в середине XVIII в., особое развитие получила в трудах пуритански настроенных проповедников и теологов США в XIX в., сохраняет своё влияние и в позднейших идейных течениях протестантизма (движение святости и др.). Начало Р. связывается с процессом «Великого пробуждения» 1720–1750-х гг. в британских колониях в Северной Америке. Предшествовавший этому период характеризовался нарастанием формализма в религиозной жизни, утратой былого энтузиазма. Многие местные проповедники были скомпрометированы пренебрежением к нуждам прихожан и «охотой за ведьмами». Резким диссонансом всему этому стали призывы прибывавших из Англии и собственных радикальных проповедников против рутинизации веры, за духовное пробуждение каждого христианина. Особо выделялся английский теолог методист Джордж Уайтфилд (1714–1770), вдохновенно наставлявший массовые аудитории. Поскольку Иисус Христос своей жертвой искупил первородный грех, учил Уайтфилд, то причастные ко Христу через веру также освобождаются от бремени этого греха, что открывает дорогу к спасению. Остаются только личные грехи, нравственные пороки самого человека. Но от них вполне можно очиститься постоянным обращением к Богу во всех жизненных ситуациях. Доктрине абсолютного предопределения противопоставлялась возможность ещё при жизни заслужить спасение личной верой. Покаяние и обращение, по взглядам Уайтфилда, приводят человека к состоянию мгновенного личного духовного переустройства — освящения или «рождения свыше» (Ин. 3:3). Следствием становится полное освобождение от печати первородного греха и от его наследия в индивидуальной греховности. Поддерживая достигнутое состояние повседневным благочестием человек избавляется от мирских пороков и социального зла. Другой идеолог Р. этого времени — служитель церкви конгрегационалистов Джонатан Эдвардс наибольшее внимание уделил индивидуально-чувственной стороне духовного пробуждения. Все вероучительные знания, чтение Библии и проповедование окажутся бесполезны, считал он, если нет опыта личного переживания благодати. Особенно популярной его идеей стал тезис о божественной предначертанности христианам в Америке стать инициаторами всемирного религиозного обновления и средоточием Царства Божьего на земле («Несколько мыслей об имеющем ныне место пробуждении религии в Новой Англии», 1742 г.). Проповеди такого рода возвышали слушателей над повседневными заботами, вызывали повышенную эмоциональную реакцию и катартические ощущения. Пронизанные религиозными мотивами человеческие действия представали как претворение в жизнь Божественного волеизъявления. Движение «Великого пробуждения» дало новый импульс протестантскому пуританизму, с его фундаменталистскими исканиями «чистого и искреннего» христианства. В XIX в. теология и практика Р. стали характерными чертами религиозной жизни в США. Пресвитерианский пастор Чарльз Финни разработал особую методику («новое измерение») массовых молитвенных служений, посредством которой достигалось публичное религиозное обращение ищущих спасения. Способы проведения ривайвелистских собраний усовершенствовал чикагский евангелист Дуайт Муди (1837–1899), используя для этого музыкальные и песенные средства (совместно с певцом методистом Айрой Сэнки). Со своей программой он несколько раз посетил Великобританию, а в Чикаго основал Общество евангелизации (позднее — Библейский институт). На рубеже XIX–XX вв. ривайвелистская тенденция в протестантизме повлияла на возникновение и деятельность целого ряда свободных церквей в Европе и американского движения святости. Можно также говорить о присутствии настроений Р. в идеологии современного фундаментализма<#whitespace />протестантского. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |