|
Проекты, учреждения Тюбингенская школаТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА — влиятельное в XIX в. направление исследований Нового Завета либерально-протестантскими теологами из университета г. Тюбинген в Германии. Общим свойством является критический подход к традиционным представлениям об авторстве и подлинности текстов Нового Завета. Основная цель деятельности — освободить историю христианства от всего привнесённого и недостоверного, выявив тем самым его несомненное содержание. Лидером направления считается профессор теологии и истории Фердинанд Христиан Баур (1792–1860). В работе 1834 г. «Противоположность католицизма и протестантизма» он утверждал приоритет разумности и исторической обоснованности как отличительных черт протестантизма. Эти установки Баур дополняет принятием гегелевского истолкования исторического процесса как движения, в котором постоянно выявляются и борются внутренние противоположности. На такой основе им был выработан способ объяснения истоков христианства, в частности — мировоззренческого содержания Нового Завета («Христианский гнозис, или христианская философия религии в её историческом развитии», 1835 г.). В исследованиях Баура обычно выделяют три значимых вывода. Первый из них состоит в характеристике раннего христианства как эпохи противостояния двух линий развития. Одну образовывали приверженцы святости иудаистских писаний и обрядов: линия апостола Петра — «петринизм». Другую представляли сторонники полного освобождения вероучения и культа от этноконфессиональной регламентации: линия апостола Павла — «паулинизм». Свидетельства этих тенденций обнаруживаются во всех новозаветных текстах, хотя и в разной степени. Отсюда следует второй вывод — о способе датировки книг Нового Завета. Явное преобладание в какой-либо из них любой из выявленных тенденций позволяет относить эти тексты к начальному периоду истории христианства. По Бауру, это время со второй половины I в. по первую половину II в. Смягчение или отсутствие противоречий в тексте говорит о разрешении конфликта путём полного размежевания двух названных линий и о выходе одной из них (паулинистской) на новый уровень религиозного развития. Это книги уже второй половины II в. При некоторой искусственности бауровской модели раннего христианства, начало этой религии раскрывается как динамичный процесс напряжённых духовных и социальных исканий. Третий вывод касается аутентичности канонических Евангелий. Время их написания, полагал Баур, не может совпадать с самими событиями, там изложенными, поскольку петринистская и паулинистская линии присутствуют в канонических текстах уже в компромиссно-примирённом виде. Следовательно, все они составлялись как переработка какого-то более древнего, несохранившегося «первоначального Евангелия». В русло воззрений Т. ш. принято также относить и начальный период исследовательской деятельности немецкого историка, до 1831 г. лютеранского пастора, Давида Фридриха Штрауса (1808–1874). Всемирную известность ему принёс двухтомный труд «Жизнь Иисуса», вышедший в 1835–1836 гг. Историчность Иисуса для Штрауса очевидна, но евангельское жизнеописание вызывает сомнение. Содержание Евангелий отразило, по мнению Штрауса, обстоятельства и уклад более поздней эпохи. К тому же они насыщены неизбежными во времена мировоззренческих кризисов легендарными подробностями и мифологичными представлениями. Отсюда следует, что суть христианства надо искать не в личности Иисуса, но в совершенно новом для его эпохи строе вероисповедных идей. В этом смысле евангельские повествования по-своему достоверны: они запечатлели интуитивное ощущение народным сознанием божественного присутствия в мире. А в образе Христа символически выразилось единство конечного и бесконечного, духа и природы, Бога и человека. Для Т. ш. этот труд Штрауса стал образцом установления в христианстве фактов, согласующихся с данными науки и тем самым подтверждающих истинность связанных с ними положений религии. В дальнейшем взгляды самого Штрауса эволюционировали в сторону естественно-научного мировоззрения и вышли за пределы не только протестантизма, но и вообще христианского теизма. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |