|
Проекты, учреждения Возрождения философияВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ— совокупность идей и концепций, довольно «жестко привязанных» к историч. эпохе европ. Ренессанса. Мышление ее представителей (Кузанский, Валла, Фичино, Пико, Помпонацци, Макиавелли, Бруно, Мор, Эразм, Кампанелла, Беме) характеризуется рядом особенностей, позволяющих осмыслить Ф.В. как особенную эпоху в истории познания и специфич. тип. мысли. Для Ф,В, характерны след. особенности. 1. По способу культ-историч. реализации — скрытая или явнаяоппозиция средневековью, имеющая порой трагич. развязку (Бруно). Стремясь опровергнуть идеи средневековья Ф.В. вырабатывает и свой «метод» — мышление с опорой на индивид. разум (не на Св. Писание и церковную традицию). Отсюда, через Валлу и Эразма — позднейшая библейская критика. 2. По отношению к предшеств. и последователям синтетич. и синкретич. характер. Внешне противоположная среденвековью Ф.В. синтетически воспроизводит почти все идеи последнего в своеобразной интерпретации и в то же время в нерасчлененном виде содержит образы и интуиции новоевропейской метафизики, являясь столь же «осенью» Средневековья, сколь «весной» Нов. времени (без «зимы»). В Ф,В, замкнутый космос западно-срекдневек. миросозерцания «треснул», «извне» в него влились идеи и символы иных культ.-историч. и духовных миров — арабо-мусульманского, иудейского, языческого; в то же время «изнутри» мощная магическая подпочва ср.-век. культуры вышла из подполья. 3. По характеру философствования — онтологизм в отличие от теоцентризма и персонализма средневековья, с одн. ст., и от гносеологизма Нов. времени — с другой. Воспринявшая ср.-век. идею знания Абсолюта не непосредственно (см. Апофатизм), а через его проявления в творениях, В.Ф. имеет тенденцию «вывести за скобки» мышления личного Бога как абс. субъекта бытия. Она учит о бытии (и познании бытия), космоса, человека, материи, Бога: специфич. богослов, проблематика (творение, грехопадение, искупление и т.п.) становится вторичной. Онтологичностью и космологизмом Ф.В. напоминает мысль античную. Она склонна к натуралистич. толкованию бытия, особенно пантеистич. натурфилософия. В понимании космоса наблюдается тенденция к гилозоизму: он мыслится органически-целостным и одушевленным. Это особ. заметно на фоне механицизма и объективизма Нов. времени и в сравнении со ср.-век. сознанием, видевшим в материи либо «почти ничего», либо скопище падших духов и демонов. В отличие от ср.-век. представлений о космосе как конечной внутренне замкнутой иерархич. системе Ф.В. идет по пути формирования образа космоса как системы динамичной, открытой и бесконечной (Бруно). 4. По типу интерпретации Абсолюта — видение первоосновы бытия и жизни как бесконечной потенциальности в отличие от Его трактовки как абс. действительности, типичной для ср.-век. схоластич. философии, а во многом — и для философии Нов. времени. Отличное отт средневекового, сформулированного в схоластике, и новоевропейского понимание природы Абсолюта можно охарактеризовать как динамическое в противоположность актуалистическому. В случае «актуализма» Бог мыслится как абс. совершенство (дальше некуда, ибо куда?), тем самым — всякое движение неполноценным, коренящимся в несовершенстве мира и имеющим конечной целью Бога, к-рый сам неподвижен. Этому ходу мысли соответствует фундаментальная значимость мифологемы спасения в ценностной структуре ср.-век. миросозерцания, понимаемого как восхождение из ущербности греховного существования к полноте истинного Бытия. Ф.В. склонна мыслить Абсолют не как актуальность, а как бесконечную потенциальность, первичную по отн. ко всякой действительности, к-рая приобретает статус форм проявления абс. потенции. Абсолют Ф.В. открыт в бесконечность, что объясняет наличие вечно-нового. Именно представление бесконечности динамичной, а возможности — бесконечной делает Ф.В. метафизикой гуманизма, хотя и не всех ее представителей считают гуманистами. Динамическое, через категори. потенциальности, видение природы вечности можно рассматривать как попытку выразить в логике понятий дух новой — гуманистической — культ.-историч. эпохи с центр. для нее идеей (мифологемой) творчества. Последняя трактуется в Ф.В. не столько как творчество бытия Богом (как абс. субъектом, онтологически высшим в сравнении со всяким бытием), но и как творческое Бытие. Эволюция такой интуиции Творчества выливается впоследствии в понятие развития. Осмысление творчески-динамич. природы вечности приводит к пониманию ее как противоречия в себе самой: в предельном виде — тождества бытия и ничто, мыслимого, однако, положительно в отличие от апофатич. богословия. анатомич. видение Абсолюта сформулировано Кузанским, продолжено Бруно, а наиб сильное и трагич. звучание приобрело у Беме и затем и у Шеллинга (учение о темной природе в Боге). Историч. этап. рус. философ, непосредственно предшествующий революции, не случайно принято называть философией рус. ренессанса. Внешняя оппозиция (у ряда мыслителей) средневековью и внутр. переработка его интуиций, включение в орбиту собств. мысли, идей и духов ранее чуждых культур, фундаментальность мифологемы творчества, динамич. (особенно у Карсавина и Бердяева) и антиномич. (Флоренский) понимание Абсолюта и истины, индивидуально-личностный характер религ. философствования, наконец, судьбы большого числа представителей РРФ, во мн. оправдывают вышеприведенное ее наименование. Лит.: Карсавин Л. Джордано Бруно. Берлин, 1924; Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1982.
Теги: Возрождение Дисциплина: Философия Авторы: Степанов С. |