|
Проекты, учреждения буддизмБУДДИЗМ – европейское название учения Будды (санскр.: buddhadharma – «учение Будды»), возникшего в Индии приблизительно в VI–V вв. до н. э. (есть и другие датировки) – самой древней из мировых религий. Б. широко был представлен в Гандхаре и на территориях к северу от Кашмира, сейчас занимаемых Афганистаном, Таджикистаном и др. странами. После арабских завоеваний Индии Б. исчез с большей части территории этой страны, но распространился за её пределы, где сложились три основных направления Б.: 1) южный Б. (тхеравада), который исповедуют около 150 млн. последователей, проживающих в основном в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Камбодже, Лаосе и Таиланде, а частично также во Вьетнаме, Бангладеш и Индии; 2) дальневосточный Б. китайского канона, включающий целый ряд направлений в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме. По различным оценкам, общее число дальневосточных буддистов может колебаться в пределах 400-1300 млн.; 3) северный (тибетский) Б. имеет четыре основные школы: ньингма, кагью, сакья и гелуг и ок. 15 млн. последователей в самом Тибете, а также в Китае, Монголии, Непале, Бутане и других гималайских регионах, в Монголии и России. Характерным отличием Б. от авраамических религий является отсутствие понятия Бога и вечной души, признание духовной ценности других религий, отсутствие миссионерства и концепции «религиозных» войн. Основателем Б. был человек, ставший после своего духовного пробуждения Буддой. Будда – религиозный титул, буквально означающий «пробудившийся» (от санскр. «будить»). Подразумевается, что состояние будды относится к состоянию обычного человека как состояние бодрствования – к состоянию сна. Личное имя Будды – Сиддхартха. Иногда его называют по родовому имени: Гаутама, или «Шакьямуни» – «мудрец [из племени] шакьев». Основы учения После достижения пробуждения в 35-летнем возрасте Шакьямуни поведал ученикам «четыре истины арьев», что часто переводят как «четыре благородные истины» – однако здесь «арья» значит «святой». Истина (санскр.: сатья) значит «то, что есть» и во многих контекстах относится к бытию, а не к проблеме истинности. «Четыре истины арьев» гласят, что существует страдание, его причина, избавление от страдания, и путь, ведущий к избавлению. 1) Под «страданием» подразумевается не столько боль, сколько прежде всего существование в модусе «страдательного», а не «действительного» залога, т. е. подвластность, преходящесть, обусловленность. 2) Главные причины страдания – внутренние: это карма и омрачения (санскр.: клеши). Внешние обстоятельства представляют лишь условия для проявления внутренних причин. Карма (букв. «поступок») – деяния, оставляющие в психике следы. Они толкают индивида к аналогичному плоду совершённых поступков: например, если я кого-то ударил – созданная этим карма будет подталкивать к ситуациям, где ударят меня. Омрачения – «аффектанты» психики, нечто вроде ядов, которые, попав в наше сознание, возмущают его и искажают. Различные классификации выделяют 6, 10 и более омрачений, однако простейшая схема включает всего 3: страстное желание, гнев-отвращение и неведение – непонимание природы реальности. 3) При отсутствии омрачений карма не действует, и такое состояние полного прекращения страданий, о достижимости которого говорит третья истина, называется состоянием архата, нирваной. 4) Арийский восьмеричный путь, ведущий к прекращению страданий – это праведные воззрение, намерение, речь, поведение, образ жизни, усилие, внимание и сосредоточение. Изложение своего учения Будда продолжал на протяжении 45 лет, вплоть до своей кончины – паринирваны. Таким образом, сутью учения Будды является учение о неудовлетворительности существования в круговороте бытия («сансара») и об освобождении («нирвана») себя и всех других существ от присущих сансаре страданий через устранение омрачений и развитие добрых качеств. Всё остальное, что можно встретить в буддийской традиции, носит дополнительный, или просто этнографический характер. Это поясняют сутры, где говорится о «молчании Будды»: Будда отказывается ответить на вопросы: «вечен мир или не вечен», «конечен или бесконечен», «существует Будда после смерти или нет» и т.д. Он отказывается рассуждать на эти темы «потому, что они не связаны с освобождением».
Представления о мире Условно принимая разделение мироздания на три сферы – сферу желаний, сферу форм и сферу без форм – Б. в разных ситуациях пользуется разными представлениями о мире. Так, в древнеиндийской космографии выделяется центр мира в виде горы Сумеру, вокруг которой расположены четыре больших и четыре малых материка. Мир представляет собой пульсирующую во времени вселенную, бесконечно проходящую раз за разом этапы рождения, становления, разрушения и паузы перед новым рождением. Б. принимал эту модель как схему устройства одного из бесчисленных миров космоса, но с существенным добавлением: весь строй мироздания разделялся на «четыре дхьяны», т. е. на четыре уровня медитативного погружения – оказываясь, таким образом, не столько «внешней», сколько субъективной реальностью. Поскольку страдание – категория субъективная, и причины страдания тоже субъективны, вся реальность в Б. рассматривалась только субъективно. Мир Б. – это непрерывный, безначальный, никем не сотворённый поток вспыхивающих и тут же гаснущих моментов сознавания, дхарм. Сохраняя принципиальную идею о несотворённости и безначальности бытия, Б., помимо древнеиндийской модели мира, использовал ещё две космографические схемы. Одна из них базируется на тексте «Калачакра-тантры» и подчёркивает связь микрокосма и макрокосма. Вторая принадлежит традиции ати-йоги (тиб.: дзогчен) и описывает возникновение Вселенной как поэтапное иллюзорное затемнение чистой основы бытия неведением. Время появления этой последней модели не вполне ясно. Буддийские соборы и формирование канона Вскоре после кончины Будды состоялся Первый собор, в котором приняли участие 500 монахов, признанных освободившимися от омрачений, архатами. Он зафиксировал свод поучений Будды, разделённый на две части: «Виная» (устав монашеского поведения) и «Сутра» (проповеди и беседы Будды). Все тексты заучивались наизусть и сохранялись только в устной форме. Впервые записаны они были на пальмовых листьях лишь в I в. до н.э. на Шри Ланке, на языке пали, родственном древним диалектам Магадхи, на одном из которых, видимо, и говорил Будда. Второй собор, состоявшийся приблизительно через 100 лет после нирваны Будды, был посвящён решению спорных вопросов относительно правил поведения монахов и статуса архатов. В этот период произошло разделение общины: одна фракция стала именоваться стхавиравадой (пали: «тхеравада», букв. «доктрина старейшин»), а другая – махасангхой («община большинства»). Постепенно в Б. возникло 18 или более школ. Третий собор состоялся в III в. до н. э. в Паталипутре (теперь Патна) по инициативе императора Ашоки, который сделал Б. государственной религией и хотел восстановить единство в буддийском движении. На третьем соборе к «Винае» и «Сутре» была добавлена третья часть канона – «Абхидхарма», включившая философско-психологические тексты, пояснявшие терминологию сутр. С той поры и до настоящего времени канон сохраняет форму «трёх корзин» (санскр.: «Трипитака»). В школе сарвастиваде, отделившейся от стхавиравады ещё до Третьего собора, а также в следующей этой школе тибетской традиции Третьим считается собор, проведённый, по-видимому, ок. 100 г. н. э. по инициативе кушанского императора Канишки. Канон сарвастивады бытовал на санскрите, там считались подлинными некоторые тексты, не включённые в канон тхеравады. Вероятно, из этих разногласий в начале н. э. и начал расти Б. махаяны, или «великой колесницы», отмежевавшийся от всех ранних школ, которые махаянисты стали называть «хинаяной» («малая колесница»). В «хинаяне» при этом они выделяли две «колесницы»: шравак («слушателей») и пратьекабудд («самостоятельных будд»). Главной особенностью учения махаяны стало развитие идеала бодхисаттвы, который понимается здесь не только как будущий Будда, но прежде всего как святой подвижник-альтруист, преисполнившийся сострадания к чужим мучениям и решивший принести все свои силы для служения благу всех существ. Возникновение такой решимости, бодхичитты (букв. «устремлённости к пробуждению») является «дверью в махаяну». После порождения бодхичитты бодхисаттва принимает особые обеты и, следуя им, живёт, посвятив себя целиком помощи другим и никогда не оставляя любви и сострадания. Особым, «необычным» разделом махаяны впоследствии стало учение буддийских тантр, ваджраяна, где обещалось ускоренное достижение состояния будды. Многие тексты санскритского буддийского канона были утрачены и сохранились только в китайских и тибетских переводах. Первая китайская версия канона («Сань-цзан») сложилась к VI в. н. э. Тибетский же вариант канона («Кагьюр»[АТ1] ) начал формироваться на шестьсот лет позже и включил в себя обширную литературу ваджраяны, большинство текстов которой появилось в Индии только во 2-й половине I тыс. н. э. Итак, за первые 1,5 тыс. лет развития Дхармы было кодифицировано три корпуса учений Будды: Палийский канон, содержащий ок. 3700 текстов, китайский, в который входит порядка 1660 произведений, и тибетский, количество текстов в котором колеблется от 1080 до 1108. Составы канонов отличаются друг от друга. Религиозная практика в Б. весьма разнообразна, тем не менее, она везде предполагает три главных направления: развитие нравственности и совершение благих деяний (санскр.: шила), медитативное сосредоточение (самадхи) и мудрость (праджня). Буддийские ритуалы, производные от коллективных медитаций, заметно отличаясь от страны к стране, как правило, включают начитывание священных текстов, совершение подношений Трём драгоценностям, божествам, духам и т.п.. Общим и исходным для всех направлений Б. является почитание Трёх драгоценностей (Будда Дхарма, Сангха), что можно считать аналогом символа веры в христианстве. Будда – это то высочайшее состояние, к которому должны стремиться верующие, Учение (Дхарма) имеет два аспекта: священные тексты и реализацию. Община (санскр.: сангха) как объект прибежища – это одна или несколько святых (арья) личностей, или сообщество из 4-х и более монахов, символизирующее общину святых. Община Община нищенствующих монахов (санскр.: бхикшу) и монахинь является основной традиционной формой буддийской организации. Правила поведения монахов включают помимо общих для всех буддистов 5 обетов (не убивать, не воровать, не лгать, не развратничать и не пьянствовать), 227 более частных правил по традиции тхеравады или 257 – по махаянской традиции, заимствованной из сарвастивады. В частности, монахи должны отказаться от имущества, соблюдать целомудрие и не принимать пищу в послеобеденное время. Формы существования монашеской общины весьма отличаются в разных странах, как и формы участия монахов в социально-политической жизни. В иных странах это участие было минимальным, однако иногда (например, в Тибете и Монголии) монахи возглавляли правительства. Единого международного руководящего центра буддийских общин не существует. Праздники К числу общебуддийских праздников, отмечаемых во всех буддийских странах по лунному календарю, два связаны с жизнью самого Будды. Главный из них – Весакх, день, в который Сиддхартха родился, через 35 лет достиг пробуждения, а в 80 лет почил, «ушёл в нирвану», – отмечается в полнолуние 4-го лунного месяца, что обычно приходится на май. День первой проповеди отмечается в 4-й день 6-го лунного месяца. Помимо этого, в разных странах отмечают много других праздников, связанных с событиями жизни Будды Шакьямуни или с местной историей Дхармы. Паломничество – не самое важное дело для буддистов, однако считается за благо посетить такие места, как Лумбини, место рождения Будды, Бодхгая, место пробуждения, Сарнатх, где прозвучала первая проповедь Будды, Кушинагар, где Будда ушёл в нирвану; Пик Грифов (Гридхракута), где были изложены сутры праджняпарамиты. Образование В Индии находятся руины буддийских монастырей-университетов, основанных в середине I тыс. н. э.: Наланды и Викрамашилы, в которых учились тысячи студентов – монахов и мирян. Будда с самого начала подчёркивал роль знаний, и почти все крупные буддийские деятели были в числе образованнейших людей своего времени. Система высшего образования включала изучение не только Дхармы, но и «внешних» наук, таких как логика, языкознание и поэтика, естествознание и ремёсла, а также медицина. Без системы образования Б. угасал: это произошло в Индии, после того как арабское нашествие смело с лица земли буддийские образовательные центры; это произошло в СССР при советской власти; сходные процессы идут теперь и в Тибете, где до вторжения китайских армий в 1948 г. много веков существовала система непрерывного 20-летнего монастырского образования, начиная с изучения азбуки и вплоть до получения «докторской» степени геше. Б. в России В России тибетская форма Б. начала распространяться в XVII в., когда в низовья Волги и в Забайкалье прикочевали монгольские скотоводческие племена: ойраты (калмыки) и буряты, соответственно. Значительно позднее, в 1914 г., в состав Енисейской губернии вошла на правах протектората Тыва («Урянхайский край»), народы которой также частично исповедовали Б. Своеобразная форма Б., «бурханизм», существовал также у жителей Алтая. Несмотря на общность религии, у бурят, калмыков и тувинцев её формы развивались самостоятельно, национальным своеобразием отличались и системы организации буддийских монастырей (бурятских «дацанов», калмыцких «хурулов», тувинских «хуре»). В начале ХХ в. по инициативе бурятского ламы Агвана Доржиева, одного из наставников XIII Далай-ламы Тибета, строится буддийский храм в Петербурге. К 1917 г. в России было ок. 150 буддийских монастырей и 20 тыс. монахов и послушников. Всё это было полностью уничтожено Советской властью в 1930-е гг. Только после войны, в 1946 г., происходит оживление Б.: в Бурятии создаётся «Центральное духовное управление буддистов» (ЦДУБ) и разрешается открыть два монастыря в Забайкалье. Эти два монастыря, в которых разрешалось жить двум десяткам монахов, и немногие «подпольные» ламы, сохранили традиции Б. до начала «перестройки». В Калмыкии этого не произошло, т. к. калмыки, оказавшиеся во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях, были объявлены «народом-предателем» и депортированы в Сибирь. Вернуться в калмыцкие степи им было разрешено только после смерти Сталина. С 1989 г. власти СССР разрешили регистрировать буддийские общества, и сейчас в РФ более 200 буддийских обществ, в основном принадлежащих к централизованным организациям Бурятии («Буддийския традиционная сангха России»), Калмыкии («Общество буддистов Калмыкии») и Тывы («Управление Камбы-ламы Республики Тыва»). В законе РФ от 1999 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» Б. (наряду с православным христианством, исламом и иудаизмом) включён в число 4-х традиционных для России вероисповеданий. Соч.: Будон Ринчендуб. История буддизма. СПб., 1999; Вопросы Милинды. М., 1989; Джамгон Конгтрул. Мириады миров. Буддийская космология в Абхидхарме, Калачакре и Дзогчене. СПб., 2003; Поповцев Д. В. Сокровищница татхагаты. Буддийские сутры в русских переводах. СПб., 2012; Слово Будды. СПб., 2002; Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. М., 1998; Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. В 5 т. СПб., 1994–2000; Buddhaghosa. The Path of Purification. Colombo, 1964; Rhys Davids T. W., Rhys Davids C. A. F. Dialoges of Buddha. Vols. 1–3. London., 1899–1921. Лит.: Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. СПб., 1996; Конзе Э. Буддизм, его сущность и развитие. СПб., 2003; Дзэн-Буддизм. Бишкек, 1993; Синицын Ф. Л. Красная буря. Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг. СПб., 2013; Терентьев А. А. Буддизм // Большая российская энциклопедия. Т. 1: Россия. 2004. С. 239–242; Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. А. А. Терентьев
[АТ1]Тенгьюр – не канон, а вторичная лит-ра Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Терентьев А. А. |