КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

баптизм

БАПТИЗМ (от греч. βαπτίζω — погружаю в воду) ― протестантское направление, возникшее из пуританизма в начале XVII в. и получившее название от практики крещения водным погружением.

Начало Б. положили английские эмигранты-индепенденты в Амстердаме, перенявшие у меннонитов принцип сознательного крещения взрослых и основавшие в 1609 г. первую общину. Её лидером был Джон Смит (умер в 1612). Он разделял антикальвинистскую позицию своего современника Арминия в отношении проблемы спасения. Бог, считал Смит, ни одного человека не предопределил к уничтожению. Это подтверждается искупительной жертвой Христа, которая принесена за весь род человеческий. Людям была дана свобода выбора между грехом и праведностью. Поэтому конечная судьба каждого зависит от его собственной воли. Кто воспользуется свободой и будет избран к спасению, а кто останется в грехе — изначально знает только Бог. Человеку же надлежит исповедовать веру и жить, как велит его совесть. Государственная власть в вопросы религии вмешиваться не должна.

В 1611 г. баптисты возвращаются в Англию, где ими публикуется Декларация веры. Во главе общины становится Томас Хелвис (1550–1616). Со временем число последователей Б. умножается, возникают новые общины. В 1644 и 1689 гг. составляются Первое и Второе Лондонские исповедания веры, закрепившие баптистскую доктрину.

Единственным источником вероучения в Б. объявлена Библия, а единственным посредником между Богом и людьми — Иисус Христос. От вступающего в общину требуется осознанность выбора. Почитание предметов культа и изображений отвергается. Крещение обливанием заменено на погружательное. Одной из особенностей стало введение свободного причащения, к которому допускались христиане, крещёные в других исповеданиях. Само причащение проводится хлебопреломлением как символическое действие в воспоминание о страданиях Иисуса Христа. Приняты самоуправление общинной жизни, независимость от светских и церковных структур в делах веры. Обязанностью каждого баптиста является проповедование Слова Божьего.

Приверженцы подобного уклада получили название общих баптистов. Значительная их часть в XVIIXVIII вв. обосновалась в Северной Америке. Первую общину организовал здесь Роджер Уильямс в 1639 г. С XIX в. в США существует несколько церквей общих баптистов. В России этого направления придерживаются объединения евангельских христиан-баптистов (ЕХБ).

Одновременно с общими баптистами и независимо от них сложилось движение частных баптистов. Их общины стали активно распространяться с конца 1630-х гг. Согласно проповедуемому ими учению, искупительная жертва Христа освобождает от греха лишь часть людей, а именно тех, кто ещё до сотворения мира был предызбран Богом к спасению. Принадлежность к избранным удостоверяется актом духовного возрождения, т. е. воздействием Святого Духа на принявших крещение по личной вере. Поэтому установлено закрытое причащение, лишь для членов баптистской общины. Порядок богослужебной практики (крещение, хлебопреломление и пр.) и дисциплина поддерживаются рукоположенными пресвитерами. В остальном исповедуются те же принципы, что и у общих баптистов (согласно Баптистскому вероисповеданию 1689 г.). Строгость и организованность сделали это движение доминирующим в Б.

С середины XVII в. частные баптисты создают свои объединения в Северной Америке; в 1684 г. возникает община в Пенсильвании, в 1707 г. — Филадельфийская ассоциация баптистов-миссионеров и др. В XVIII в. Б. стал наиболее восприимчивой средой для идеологии ривайвелизма. В XIX в. миссионерская деятельность частных баптистов охватила ряд европейских стран — Германию, Данию, Норвегию, Швецию. Особенно прославился на этом поприще проповедовавший в России немецкий баптист Иоганн Онкен. Другим авторитетным идеологом Б. был английский проповедник Чарльз Сперджен (1834–1892). Он основал Пасторский колледж в Лондоне, занимался благотворительными программами, боролся с либерально-рационалистическими настроениями в Б.

На рубеже 1850–1860-х гг. Б. проникает в польские земли, Прибалтику и Финляндию, а затем в Украину, на Кавказ и в Поволжье. Начало Б. в России связывается с крещением, которое совершил немецкий миссионер Мартин Кальвейт над тифлисским торговцем, выходцем из молоканской семьи, Никитой Исаевичем Ворониным в реке Куре 20 августа (1 сентября по н. с.) 1867 г. В 1884 г. образуется Союз русских баптистов (действовал до 1935 г.).

С 1905 г. в Великобритании действует международная организация — Всемирный союз баптистов. Он стал центром по обсуждению вопросов вероучения, организации, религиозной свободы и т. п. Раз в 5 лет созывается Всемирный конгресс баптистов; проводятся также Всемирные конференции баптистской молодежи. Всего в мире сейчас по некоторым данным примерно 70 млн баптистов всех разновидностей этого исповедания.

В современной России большинство баптистских общин (ок. 900 религиозных организаций) принадлежит к Российскому Союзу евангельских христиан-баптистов, входящему в Евро-Азиатскую Федерацию Союзов ЕХБ и Всемирный союз баптистов. Часть баптистов объединена Советом церквей ЕХБ.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.