|
Персоналии Арно АнтуанАрно Антуан (Arnauld) (1612–1694), прозванный Великим, - теолог, философ и математик.Крупнейший из деятелей янсенизма во Франции, один из основателей монастыря Пор-Рояль. После изучения права в Сорбонне, обращается к религиозной карьере под влиянием своей матери, которая знакомит его со своим духовником Сен-Сираном, приобщившим А. к чтению Св. Августина. Сен-Сиран, ставший и его духовником, обращает его в свои идеи. А., проходя курс обучения в Сорбонне, приведший к защите нескольких диссертаций, ведет затворническую жизнь в Пор-Рояле, где становится духовником монахинь. Под влиянием Сен-Сирана пишет трактат «О частом причастии», направленный против иезуитов и молинистов. С 1649 по 1669 гг. возглавляет борьбу янсенистов против иезуитов, вдохновив Паскаля на создание «Провинциальных писем» и сам пишет многочисленные работы по этому поводу. А. бал также автором знаменитых учебников Пор-Рояля: "Логика" (совместно с П. Николем) и "Общая и рациональная грамматика" (совместно с К. Лансло). Будучи одним из наиболее опасных противников иезуитов, он был вынужден покинуть родину из-за преследований и бежать в Нидерланды в 70-х годах. Несчастный, изгнанный, преследуемый он отказался от предложений вернуться во Францию, предпочтя свободу творчества. А. умер в Бельгии в 1694 г.В основе теологии А. лежат три основные идеи:1) теология, в отличие от схоластки, смешивающей теологию и философию, должна основываться только на традиции – Святом писании, божественном откровении в устной форме и интерпретации откровения письменного 2) теология занимается не только историей, в ней память должна соединяться с разумом. А. полагал, что хотя авторитет и предшествует разуму, но затем разум должен сыграть свою роль. А. , как и Декарт, понимает разум очень широко: это и принципы логики, и естественные инстинкты, и основы вероятности, и способности, которые дают возможность делать умозаключения методом индукции на основе опыта, т.е. это здравый смысл, умение рассуждать и поиски порядка. 3) разум должен вмешаться, чтобы привести все в систему: откровение, имеющее отношение к сверхъестественному или к бесконечному, превышает возможности нашего разума; разум должен выбрать из разных систем то, что его удовлетворяет; истина же находится «между этими противоположными заблуждениями». Католическая истина объединяет все то, что отвергают противоположные еретические учения, такие как пелагианство и протестантизм.Полное собрание сочинений А. в 42 томах было издано в 1775-1783 гг. Лит. : Dictionnaire des lettres françaises. Le XVII siècle. P., 1996.
Теги: философия эпохи Просвещения, французская философия Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |