|
Персоналии Боссюэ Ж.-Б.Боссюэ́ Жак Бени́нь (фр. Bossuet, 1627 — 1704) – знаменитый французский проповедник, оратор и писатель, названный «полубогом французской прозы», член французской Академии, наставник дофина. «Боссюэ, самый красноречивый из всех людей, говорил тоном возвышенным и простым одновременно, который принадлежал только ему» (Вилльмен)
Иасент Риго (1659-1743), Портрет Ж.-Б. Боссюэ, епископа Мо (1702), Лувр Будучи младшим ребенком в семье, он был предназначен к духовной карьере, куда его влекли и его природные дарования: чрезвычайно одаренный от природы и очень трудолюбивый, он был лучшим учеником иезуитского коллежа в Дижоне, где получил блестящее образование, признавая в дальнейшем, что своим стилем он обязан раннему чтению латинских и греческих книг. Познакомившись с Библией в тринадцать лет, он испытывает настоящее озарение: величие библейских мыслей и образов приводит его в восторг. В 15 лет он поступает в университет Парижа, чтобы продолжить свое философско-теологическое образование. Там он попадает под влияние Янсения, «Augustinus которого только что выходит в 1640 г. Он концентрирует свое внимание на изучении Библии, Отцов церкви, Тертуллиана, Св.Августина, Св. Фомы и др. В это время, как и его близкий друг Рансе, будущий реформатор монастыря Ла Трапп, как в свое время Паскаль, он интересуется мирскими делами, восхищается театром, который будет столь сурово осуждать позднее. Во время своего обучения он сближается в Сен-Венсен де Полем. Карьера проповедника начинается в Меце, где его талант раскроется в полную силу: написанные и произнесенные им в это время проповеди составляют 4 тома из семитомного издания полных сочинений. Его проповедническая деятельность пронизана двумя основными темами: Провидение и смерть, что находит наиболее полное и яркое воплощение в его знаменитых «Надгробных проповедях», где красноречие Б. достигает своего апогея. Наиболее известные из них были произнесены по случаю кончины Анны Австрийской (1667), Генриетты Английской (1670), Марии Терезии (1683), принца Конде (1687). Надгробная проповедь была поднята Б. на такую высоту, что этот жанр оказывается неразрывно связан именно с ним. Для него надгробная проповедь - это , прежде всего, возможность обучать и воспитывать, хотя она и остается по традиции неразрывно связана с восхвалением усопшего. Новаторским было обращение к источникам, относящимся к «отцам церкви». «О, суета! О, небытие! О, смертные, не ведающие своей судьбы! - восклицает Б. в начале проповеди на смерть Генриетты Английской, которой предпослан эпиграф из Екклезиаста, и где сцена смерти разыграна с поистине театральным талантом: «Госпожа умирает! Госпожа мертва!». Богатое воображение на манер Гюго или Шатобриана, чувствительность великого лирика, чувство ритма и звучания очаровывают всех слушателей и принося ему славу величайшего проповедника Франции. Долго будут еще восхищаться его комментарием трех существительных обещания Иисуса благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». «Ныне – какая скорость! Со Мною – какая компания! В Раю – какое место!». Б. считал, что именно краткость приносит писателю самую большую славу. Оратора такого уровня не могли не заметить, и в 1669г. его назначают епископом Кондома, а в 1670 – наставником дофина, для которого он составляет целую школьную библиотеку. Его десятилетние старания не увенчались успехом: ученик был мало восприимчив к урокам учителя. Однако результатом этой воспитательной деятельности стал фундаментальный исторический и теологический труд «Трактат о всемирной истории» (1681), написанный для того, чтобы познакомить с историей будущего государя. Б. так определяет его структуру: сначала речь пойдет о смене великих исторических эпох, далее – о религии и затем – о значимых изменениях в империях. Б. не удовлетворяется хронологическим перечислением фактов, он пытается понять причины. Этот трактат вызывал восхищение современников и потомков, в нем писательский талант Б. проявляет себя с иной стороны, нежели в его проповедях: логика, четкость, краткость и живость предвещают писателей XVIII в. В 1681 Б. был назначен епископом Мо, недалеко от Версаля, так чтобы свободно исполнять свои функции королевского духовника. Эти годы станут самыми напряженными в его полемике с протестантами, отразившейся в монументальной «Истории изменений протестантских церквей» (1688,) и в его интеллектуальной деятельности. Лабрюйер так сказал о нем: «Оратор, теолог, философ… Говоря языком следующих поколений – Отец церкви». Теги: философия эпохи Просвещения, французская философия Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |