|
Персоналии ГассендиГассенди Пьер (фр. Gassendi) (1592-1655) — французский философ, математик, астроном.
Выступая против аскетической церковной морали, Г, считал, что человек должен следовать природе, естественным влечениям, среди которых главное- стремление к наслаждению, которое не следует подавлять. Конфликт между страстями и разумом, низким и высоким началом, который рационалистическая философия однозначно разрешала в пользу разума, отсутствует в философии Г. Он был основным оппонентом Декарта: он противопоставляет картезианству христианский эпикуреизм, атомистический сенсуализм, который он сливает со спиритуалистической теорией, основанной на убеждении в том, что мир был создан Богом. Философская система Г., изложенная в его «Syntagma philosophicum» («Философское установление») (все труды Г. написаны на латинском языке), — результат его исторических исследований, которые привели его к выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Г. склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в теологических вопросах. Относительно возможности познать истину он придерживается середины между скептицизмом и догматизмом. Посредством разума мы можем познать не только видимость, но и сущность вещей; однако есть тайны, недоступные человеческому уму. Г. подразделяет философию на физику, предмет которой — исследовать истинное значение вещей, и этику — науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика - искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод). Физика Г. приближается к атомизму: материю он представляет состоящей из множества мельчайших компактных эластичных атомов, отделенных друг от друга пустым пространством, не заключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых. Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи постоянно), но число форм меньше числа атомов. Так как атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только пребывает связанной, а когда оно приходит в движение, сила не рождается, а только освобождается. Действия на расстоянии не существует, и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые соприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к телам одушевленным и неодушевленным. Атомы вечны, поскольку вечна вселенная; они, как и вселенная, сотворены Богом; по его же воле они сгруппировались в тело, ибо как из простого смешения букв не может возникнуть поэмы, так и из случайной группировки атомов не могли при сотворении мира произойти тела без содействия Бога. Тело, душа чувствующая и душа разумная составляют единое не вследствие физического единства, но потому что они предназначены для взаимного дополнения. Чувствующая душа, область которой есть все тело, воспринимает образы внешних предметов (с помощью органов чувств) и познает их посредством памяти, сравнения, или суждения, и выводов, или рассуждения. Эти последние три деятельности Гассенди считает функциями воображения. Душа разумная, или разум, присуща только человеку; в противоположность души чувствующей она пребывает только в мозгу. Посредством разума человек познает вещи, недоступные чувственному восприятию и воображению, как например, понятие о Боге. Душа разумная нематериальна и, следовательно, вечна; это её отличие от души чувствующей — но проявляться она может только по поводу данных этой последней: в этом заключается её связь с ней. Г. полемизирует с Декартом, утверждая, что врожденных идей не существует: идеи, кажущиеся врождёнными (например, идея причинности) — только вывод из повторяемости явлений. Единственное, что врожденно — это любовь к самому себе; из неё вытекает стремление к приятному и старание избежать неприятного, или хотение. Хотение не проявляется без содействия воображения и разума; если оно основывается только на данных воображения — это хотение неразумное, или страсть; хотение, вытекающее из данных разума, есть воля. Действия наши свободны, но свободу их надо искать не в воле, а в разуме. Нам свойственно поступать на основании мотивов, которые нам представляет разум; разум склонен любить истину, но для того, чтобы найти её, он должен сосредоточивать своё внимание, не поддаваясь хотению, — в этом и заключается свобода. Как согласовать эту свободу с Божественным провидением — это неразрешимая для нас тайна. Единственная цель жизни, по Г., — счастье. Истинное счастье заключается в здоровом теле и спокойной душе, а спокойствие дает только добродетель, так как она не сопровождается ни раскаянием, ни сожалением. Спокойствие есть высшее наслаждение, ибо оно есть цель всякого движения. Правда, человек стремится к наслаждению движением, потому что природа вложила в него это стремление для самосохранения и продолжения рода; но, ставя его выше покоя, он забывает, что оно есть только средство для достижения последнего. Своё исследование Гассенди заканчивает доказательством существования Бога, Его свойств и его провидения. Идея о Боге не есть идея врождённая, а между тем она присуща всем людям. Гассенди объясняет это предрасположением разума к допущению существования Бога при первом указании чувств на единство и гармонию вселенной. Поэтому разум познает Бога как совершеннейшее существо, творца и руководителя вселенной. Последователями Г. были многие французские писатели, публицисты, ученые, например, Мольер и Лафонтен. Лит. Храмов Ю.А. Пьер Гассенди. М., 1983; Dictionnaire des lettres françaises. Le XVII siècle. P., 1996.
Теги: философия эпохи Просвещения, французская философия Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |