|
Персоналии ГельвецийГельве́ций Клод Адриа́н (фр.<#whitespace />Helvétius; 1715 —1771) — французский литератор и философ-материалист.
Книга Гельвеция «Об Уме» (1758) вызвала огромный интерес и стала одной из важнейших вех в развитии материалистической мысли во Франции. Произведение было осуждено парижским парламентом и приговорено к сожжению папой римским, что послужило непосредственным поводом к запрещению «Энциклопедии». Гонения не сломили философа, и он продолжил обосновывать положения своей антропосоциальной концепции в книге «О человеке», которая была опубликована посмертно в 1772. Гельвеций утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, а мышление и ощущение являются неотъемлемыми свойствами материи. Мораль, политика и права рассматривались философом в неразрывной связи и представляли единое целое. Стремясь дать объяснение всем «возможным проявлениям нравственности», он ставил перед собой задачу «найти проект возможного общественного состояния», обеспечивающего условия для добродетельного и счастливого существования людей. По Гельвецию, людям свойственна от природы лишь физическая чувствительность, из которой затем развивается разум, сле6довательно, изначально все люди равны, а существующие различия объясняются воспитанием, под которым философ понимал не только педагогические принципы, но и всю совокупность внешних факторов, общественных условий. Люди, по его мнению, рождаются не только без идей, но и «без характеров и безразличные к добру и злу», т.е. изначально человек ничто, все в нем – «благоприобретенное». В своих построениях Гельвеций исходил из «физической чувствительности» человека, в силу которой он является «чувствительным к боли и наслаждению», и, соответственно, стремится к удовольствию и избегает страдания. Именно из этих двух чувств формируется «любовь к себе», которая преобразуется в порок или добродетель в зависимости от вкусов и страстей, воодушевляющих человека. Согласно Гельвецию, страсти в нравственном мире имеют то же самое значение, что и движение в мире физическом: как без движения все было бы мертво, так и страсти оживляют все в мире нравственном. Страсти, по Гельвецию, направлены на реализацию естественного для человека стремления к счастью, которое является составной частью понятия интереса, как всего того, что «может доставить нам удовольствие или избавить нас от страдания». Стремление к достижению удовольствия и счастья, философски обоснованное в трудах Ламетри и Гельвеция, является характерной чертой эпохи, стремящейся к достижению человеческого счастья в условиях земного социума: «Я хочу быть счастливым, но я живу с другими людьми, которые, как и я, каждый со своей стороны хотят быть счастливыми; будем же искать средство обеспечить наше счастье, добывая тем самым счастье другим», - читаем в статье «Общество» «Энциклопедии». Не случайно П.Валери писал: «Если бы Парки предоставили кому-либо возможность выбрать из всех известных эпох эпоху себе по вкусу и прожить в ней всю жизнь, я не сомневаюсь, что этот счастливец назвал бы век Монтескье». Лит. Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995;Момджян Х. Н. Философия Гельвеция. — М., 1955; Силин М. А. К. А. Гельвеций — выдающийся французский философ-материалист XVIII в. — М., 1958; Гельвеций // Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XIII века. М., 1986. С.301-323.
Теги: философия эпохи Просвещения, французская философия Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |