КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гольбах

 Гольба́х Поль Анри Тири барон (Holbach; 1723—1789), французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.

 

Дом Г. был одним из известнейших салонов, который регулярно посещали философы –энциклопедисты: Дидро, Д'Аламбер, Бюффон, Гельвеций, Руссо и др. Гостями Гольбаха также бывали английские ученые и философы А. Смит, Д. Юм, Э. Гиббон и др. Деятельность кружка Г. способствовала распространению материалистических воззрений.

Г. был активным сотрудником Энциклопедии: им были написаны многие статьи по вопросам политики, религии, естествознанию, общественной морали и др.

Г. широко известен как автор многочисленных атеистических произведений («Разоблаченное христианство» , 1761; «Карманное богословие» , 1766; «Галерея святых», и др.) , в которых он в простой и логичной форме, часто с юмором, критиковал как религию вообще, так и служителей культов.

 Главным философским сочинением барона Г. явилась «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770), где нашла выражение высшая ступень в развитии французской материалистической философии в виде всесторонне разработанной, научно аргументированной и логически взаимосвязанной системы положений, служившей обоснованием для широкой программы просветительских социальных преобразований и дающей ответ на наиболее важные философские вопросы. Г. писал, что «природа есть причина всего; она существует благодаря самой себе», отвергая, таким образом, идею о божественном происхождении мироздания. Природа всецело материальна, сама материя рассматривается философом как совокупность бесконечного множества частиц и тел, способом существования которой является движение, трактуемое необычайно широко. Г. рассматривает проблему развития человеческого рода, что приводит его к мысли о возможном его исчезновении при изменении условий существования. Г. ,однако, не приходит к идее эволюции. Утверждая и развивая концепцию детерминизма – причинной обусловленности всех явлений, Г. предостерегал против того, чтобы в неподдающихся в настоящее время научному объяснению явлений усматривать действие сверхъестественных сил. Книга была осуждена парижским парламентом и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещенных книг». Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено, ибо Г. тщательно сохранял анонимность, что позволило ему избежать преследований, тюремных заключений и возможной смерти.

Он был одним из немногих французских просветителей, кто, оставаясь сторонником мирного преобразования общества, не исключал мысль о возможном революционном устранении деспотической власти.

Лит. Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995; Гольбах // Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XIII века. М., 1986. С. 324-388; Кротов A. A., Поль Гольбах (статья из Новой философской энциклопедии); Терентьева Г. Д. Ньютон и Гольбах // История философии. — М.: ИФ РАН, 1998. — № 3. — С. 17-28; Длугач Т. М. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности — М.: Канон, 2008; Длугач Т. М. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту. Сравнительно-исторический анализ. — М.: Канон, 2011; Кочарян M. Т. Поль Гольбах. — М.: Мысль, 1978. — (Мыслители прошлого).

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.