КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Даламбер

Д’Аламбе́р Жан Леро́н (д’Аламбер, Даламбер; D'Alembert, 1717 —1783) — французский математик, механик и философ. Член Парижской, Французской, Петербургской и других академий.

 

Морис Кантен де Латур Портрет Жана Лерона д’Аламбера (1753)

Д. был незаконным сыном хозяйки известного салона, писательницы г-жи де Тансен и военного офицера Детуша. Будучи подкидышем, он получил хорошее образование благодаря своим приемным родителям и заботам отца. С ранних лет проявил свои блестящие таланты, которые вскоре сделали его одним из ведущих математиков, ставшим членом Академии наук в 24 года. Предметом его интереса стала механика, которая в это время являлась основой экспериментальной физики. В 1743 вышел его «Трактат о динамике», где сформулирован фундаментальный «Принцип Д.», сводящий динамику несвободной системы к статике. Здесь он впервые сформулировал общие правила составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем, с чем связаны его важнейшие достижения в математике. Он также занимался гидродинамикой и динамикой небесных тел.

Д. был близким другом Дидро, автора знаменитых диалогов «Сон д’Аламбера» (1769) , и вторым редактором «Энциклопедии, или Словаря наук, искусств и ремесел», для которой он написал вступительную статью - «Очерк происхождения и развития наук» (1751), где предложил свою классификацию наук. Для «Энциклопедии» им были написаны такие статьи, как «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика» и «Геометрия», в которых он изложил свою точку зрения на актуальные проблемы науки. В статье «Женева» Д. выступил защитником театра как полезного учреждения, решительно осуждая запрет, которому подвергался этот вид искусства в Женеве со стороны господствовавшей там кальвинистской церкви, и выдвигая проект создания в Женеве театра. Руссо ответил Д. в своем знаменитом «Письме к д’Аламберу о зрелищах» (1758), в котором решительно выступает против театра, ведущего, по его мнению, к развращению нравов.

«Элементы философии» Д. вышли в 1759. В теории познания вслед за Дж. Локком Д. придерживался сенсуализма. В решении основных философских вопросов он склонялся к скептицизму, считая невозможным что-либо достоверно утверждать о Боге, взаимодействии его с материей, вечности или сотворённости материи и т. п. Однако, сомневаясь в существовании Бога и выступая с антиклерикальной критикой, он не встал на позиции атеизма.

Лит. Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995; Стиллвелл Д. Математика и её история. Москва-Ижевск, 2004

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.