КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Дидро

Дидро Дени (Diderot; 1713- 1784) – французский философ, драматург, романист.

 

Л.-М. ван Лоо «Портрет Дени Дидро» (1767)

 Один из крупнейших деятелей эпохи Просвещения, заслуживший у современников прозвище «Сократ». Его философия, эстетика, художественная практика и публицистика представляют собой оригинальную единую, но подвижную и сложную систему. Основа его философии – материализм. Концепция материи у Д. значительно обогащается по сравнению с его предшественниками. Душа - не противоположность тела, а человек отличается от других живущих существ лишь более сложной организацией. В природе существует бесконечное многообразие сочетаний материи, например, можно выделить существа подвижные и чувствительные и существа нечувствительные и инертные. Д., опираясь на динамику Лейбница, механику Ньютона и современную ему химию приписывает материи движущую энергию, и, с некоторыми оговорками, – чувствительность. В соответствии с представлением о материи, для Д. формируется картина мира, где «все в действии и во взаимной реакции, разрушаясь в одной форме, восстанавливается в другой». Основные философские труды Д., в которых изложены его взгляды на материю: «Письмо о слепых в назидании зрячим» (1749); «Сон д’Аламбера» (1769), статьи «Энциклопедии» . Для Д. Природа – это жизнь и движение. В соответствии с этим Дидро строит свою этику и эстетику.

 На протяжении жизни Д. его взгляды претерпели серьезное изменение. Фатализм, скептицизм и, в конце жизни, атеизм, – таковы этапы развития его мысли.

Главное дело жизни Д. - «Энциклопедия, или Словарь наук, искусств и ремесел» (21 том, 12 томов гравюр, 2 указательных; 1751-1772) под руководством Д. и д’Аламбера, которая стала крупнейшим научным и общественно-политическим событием эпохи. «Энциклопедия» не только обобщила все накопленные человечеством знания, но и превратилась в оружие философской борьбы эпохи, ибо энциклопедисты ставили перед собой задачу изменить образ мыслей, научить пользоваться своим умом.

Д. хотел, чтобы издание имело научный престиж, поэтому к работе над «Энциклопедией» он привлек всех видных ученых своего времени, философов, крупнейших специалистов в различных областях знаний, ибо «Словарь» предусматривал как освещение теоретического материала, так и обращение к трудовой практике, конкретной деятельности. В создании этого научного труда принимали участие философы-материалисты Гельвеций и Гольбах, выдающийся математик и механик д’Аламбер, Вольтер, Руссо и многие другие. Самому Д. принадлежит около 1000 статей по самым кардинальным вопросам современности: философским («Материя», «Движение»), политическим («Политика»), эстетическим («Прекрасное»).

 Сам выход «Энциклопедии», равно как и споры, связанные с ее публикацией, явились очень важными для мобилизации общественного мнения, оживления философских и научных дискуссий, что приводит к тому, что именно в эти годы утверждается восприятие века как новой эпохи, эпохи Просвещения.

Эстетическая программа Д. имеет новаторский сенсуалистский характер. Понятие прекрасного вытекает из опыта, поэтому прекрасное по Д. – исторично, а не вечно, у каждой эпохи есть свой идеал красоты.

 Д. интересовался разными видами искусства: живописи посвящены его «Салоны» (1759 – 1781), в которых Д. закладывает основы критического очерка по вопросам искусства.

 Одна из важнейших заслуг Д. – в создании теории нового театра. Этому посвящены трактаты: «Беседы о «Побочном сыне» (1757), «Рассуждение о драматической поэзии»(1758), «Парадокс об актере» (1773-1777; опубл. 1830). Теоретические положения Д. о театре пользовались популярностью в свою эпоху и особенно в конце XIX - начале XX вв. Однако его драматургическая практика (пьесы «Побочный сын», 1757; «Отец семейства». 1758 и др.) оказалась неудачной.

 Перу Д. принадлежат четыре романа: «Нескромные сокровища» (1748), «Племянник Рамо» (1762-1779, опубл. 1805), «Монахиня» (1760, опубл. 1780-1783), «Жак-фаталист» (1778), – каждый из этих текстов представляет собой полемику со сложившимися канонами романа. «Нескромные сокровища» - ранний философский и галантный роман, для которого Д. использует топос восточной сказки.

 «Племянник Рамо» - философский диалог между «Я», респектабельным философом, и «Он», аморальным неудачником, музыкантом, наделенным острым парадоксальным взглядом на мир. Эта исходная предпосылка соответствует диалогизму мышления Д., который рассматривает любую проблему с разных сторон. Авторская позиция Д. – синтетична, она диалектически соединяет речь философа и племянника Рамо. Вопросы и высказывания Рамо заставляют читателя и философа сомневаться в устойчивых истинах и искать новые доказательства необходимости морали. Рамо – по словам Гегеля, пример «разорванного сознания», характерного для предреволюционной эпохи.

 «Монахиня» представляет собой новый тип философского романа, в котором автор обращается не только к разуму, но и к чувству, что позволяет ему создать удивительно жизненный образ главной героини. Несмотря на то, что роман этот называли романом-тезисов, в котором главная мысль о пагубности монастыря, лишающего человека двух его главных природных прав – права на свободу и права на счастье, высказана вполне отчетливо, сам автор признавался, что он плачет над сказкой, которую сам сочинил.

 В романе «Жак-фаталист и его Хозяин» Д. вновь обращается к своей излюбленной форме диалога. Это произведение называют либо антироманом, либо романом экспериментом, поскольку Д. смешивает множество выработанных к этому времени романных штампов, обыгрывает их.. Причудливое соединение различных повествовательных форм: диалог, эпическое повествование, новелла, фаблио создает свободную игру, в которую включен и читатель. Философское содержание Жака-фаталиста связано с концепцией Д. причинно-следственных связей. Изречение Жака, пародирующее детерминизм Спинозы «Так было записано в книге Судеб», - пародия на прямолинейный детерминизм. Сложность причинно-следственных связей, по Д., затрудняет нравственную оценку поведения человека, поскольку причин этого поведения так много, что их невозможно учесть в полном объеме.

И в своих философских взглядах, и в эстетических трактатах, и в художественном творчестве Д. намного опередил свое время: его идеи, художественные методы и средства найдут широкое применение в ХХ столетии.

Лит. Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995; Богуславский В. М. Ламетри. — М.: Мысль, 1977; Дидро. // Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XIII века. М., 1986. С. 266-300.; Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. М., 2010

 

 

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.