КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Ламетри

 Ламетри Жюлье́н Офре́ де (La Mettrie, 1709-1751) - французский врач и философ-материалист

 

Л. - один из ранних представителей французской материалистической философии, опираясь в своих взглядах на воззрения английского философа Дж.Локка, идет дальше, отвергая идею о том, что способности чувствовать и мыслить не свойственны самой материи и внедряются в нее извне Богом. Философ утверждает, что все способности души самым непосредственным образом зависят от организации тела и мозга и представляют собой результат этой организации, обосновывая, таким образом, взгляд на психику человека как на свойства определенным образом организованной материи. Он провозглашает «способность чувствовать» одним из атрибутов материи, утверждая, что и люди и животные в равной мере наделены этой способностью. В своем знаменитом трактате «Человек – машина» (1747), весьма характерном для механистической эпохи, философ утверждает, что люди являются по сути «животными и ползающими в вертикальном положении машинами», при этом он определяет человека как машину особого рода, которая способна «чувствовать, мыслить, отличать добро от зла». Человеческое тело представляет собой самозаводящуюся машину, но не механическим, а химическим путем при помощи питательных соков, поступающих из пищи и превращающихся в энергию. В отличие от часового механизма, с которым Л. сравнивает тело человека, оно и после поломки одной из частей (т.е. болезни или травмы) продолжает функционировать. Философские воззрения Л. строятся, таким образом, не только на основе механики – одной из наиболее развитых наук эпохи, но и на основе биологии и химии, получающих в это время все большее развитие. Он развивает свои материалистические воззрения не в масштабе космоса, но применительно к человеку, он переходит от аристотелевской теории субстанции к эпистемологической модели.

 В «Анти-Сенеке, или Рассуждении о счастье» (1748) Л. сформулировал свое представление о гедонистической морали. Утверждая, что у человека нет бессмертной души, а существует лишь одна жизнь на Земле и одно счастье, он признает первым и единственным условием счастливого существования способность чувствовать. Именно чувства управляют человеком, и его задача сделать их как можно более приятными. Эти идеи будут подхвачены и развиты философией либертинажа.

Лит. Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995; Богуславский В. М. Ламетри. — М.: Мысль, 1977; Ламетри. // Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XIII века. М., 1986. С. 249-265.


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.