КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Локк Дж.

Джон Локк (Locke; 1632 – 1704) – британский философ сенсуалист, оказавший огромное влияние на развитие Просвещения.

 

Г.Кнеллер. Портрет Дж.Локка (1697)

 Сенсуалист материалистического толка, «отец» европейского свободомыслия. Большая часть его сочинений увидела свет после «Славной революции»: «Два трактата о правлении» (1690), «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Мысли о воспитании» (1693), «Разумность христианства» (1695). В этих работах уже были, в сущности, поставлены все центральные вопросы, которые на протяжении столетия волновали европейских просветителей. Так, Л. Дает определение «естественному состоянию» и «естественному закону» - основных понятий эпохи: «Естественное состояние есть состояние свободы, но не своеволия, оно управляется законами природы, которым всякий обязан подчиняться. Разум, открывший эти законы, учит всех людей, что никто не имеет права вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого».

            В своем главном произведении – «Опыте о человеческом разуме» – Л. выступает как представитель сенсуализма и эмпиризма: он отвергает декартовскую теорию «врожденных идей» и объявляет единственным источником человеческих знаний о мире опыт. Изначально, до соприкосновения с внешним миром, человеческая душа – это, по Л., tabula rasa («чистая доска»), это «белая бумага без всяких знаков и идей», и лишь последующий жизненный опыт оставляет на ней свои «письмена», формируя как общие, так и индивидуальные черты человеческой натуры. Будучи первым философом Века Разума, Л. чрезвычайно высоко ставит человеческий ум. Он полагает, что именно Разум – неотъемлемое природное достояние человека – должен быть верховным руководителем человеческой жизни. Более того, Л. (как впоследствии и многие другие философы-просветители) считает возможным улучшить человеческую природу, усовершенствовав путем разумных преобразований среду, окружающую человека и формирующую его личность. Поэтому он придает огромное значение педагогическим вопросам и в трактате «Мысли о воспитании». Л. Выступает против схоластики и догматизма, считая, что главная задача воспитания – подготовить человека к разумной практической деятельности – «уменье правильно судить о людях и разумно вести с ними дела полезнее, чем уменье говорить по-гречески и п-латыни». Воспитатель должен хорошо знать нравы, свою страну, свое время и должен научить своего воспитанника разбираться в людях, различать подлинное и ложное.

В «Разумности христианства» Л. выдвигает требование веротерпимости (не распространяя его, однако, на католиков и атеистов) и выступает против принципа подчинения англиканской церкви королю, т.е. фактически ратует за отделение церкви от государства. В религиозных вопросах Л. явно тяготеет к деизму.

Лит. Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. — 1985. — № 4. — С. 98-109; Заиченко Г.А. Локк. М., 1988.

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.