КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Мальбранш

Николя Мальбранш (фр. Malebranche) ( 1638—1715) — французский философ.

 

Один из величайших французских философов, превосходный писатель. Изучал философию и изящные искусства, затем теологию в Сорбонне, в двадцать два года вступил в религиозную конгрегацию Ораторианцев и был назначен священником. Познакомившись с сочинениями Декарта, увлекся философией, посвятив всю жизнь созданию философских трудов. В 1674 г. выходят три первые части, а в 1675 три последние «Разыскания истины» (, «Recherche de la vérité») - главного его труда, который он исправлял и переделывал на протяжении всей жизни; в 1677 г. увидели свет «Христианские беседы», в 1679 г. – «Христианские и метафизические размышления», а в 1688 г. - «Беседы о метафизике и религии», где он подводит итог своим воззрениям. М. говорил, что обязан Декарту и его манере размышлять теми чувствами, которые он ему противопоставляет и той смелостью, с которой он его исправляет. Если Декарт разделяет философию и религию, то М. , напротив, стремится к созданию религиозной философии, сохраняя при этом ведущее положение разума. Разум, по его убеждению, не только неизбежно приводит к вере, не только доказывает главные истины (существование Бога, души, бессмертия и т.п), не только «распространяет на истины веры ясность своего света», не только доказывает гармонию между природой и сверхприродой, но он соединен с верой вечными и нерушимыми узами. М. стремиться соединить философию и веру, ибо они обе являются проявление одного и того же разума. Правильное действие разума показывает, что единственное истинное благо есть то, от чего зависит и происходит все прочее, именно абсолютная субстанция, или божество, а единственное зло — уклонение от воли Божией.

Полное название главного труда М. – «Разыскания истины, где речь идет о природе разума человека и о том, как он должен применять его для того, чтобы избежать заблуждений в науках». М. различает 4 рода познания: 1) познание предмета через него самого — таким образом мы познаем только Бога, который сам открывает свое существо нашему уму; 2) познание через идеи — таким способом познаются нами внешние предметы; 3) познание чрез внутреннее чувство или непосредственное сознание — этим путем нам известна наша собственная душа и её различные состояния; 4) познание через соображение — этим путем мы знаем о других одушевленных существах. М. различает следующие виды заблуждения: 1) заблуждения чувств; 2) заблуждения воображения ; 3) заблуждения понимания ; 4) заблуждения склонностей; 5) заблуждения страстей, которым посвящает отдельные книги в своем труде. М. полагал, что после первородного греха человек утратил свет разума и оказался обречен на вечную внутреннюю борьбу, в основе которой – поединок разума и враждебных ему чувств, аффектов, потребностей, влечений, которые составляют обширную и неясную сферу чувственности. Данные ощущений лишены точности и определенности, на них можно полагаться только когда речь идет о наслаждении и сохранении жизни. Ощущения являются не средством познания мира, но выражением власти чувственности, которая неизбежно ведет к заблуждению. Посредством чувств мы не познаем никаких свойств внешнего бытия, а только состояния нашей души, поскольку она связана с телом. М. настойчиво повторяет мысль, что чувства даны нам не для познания предметов, а только для сохранения нашей телесной жизни: они извещают душу лишь о том, что происходит в окружающей среде по отношению к нашему телу, чтобы вызвать с нашей стороны ту или иную реакцию для его сохранения. Точно так же чувства удовольствия и страдания назначены первоначально лишь для того, чтобы побуждать нас к действиям полезным и предостерегать от вредных, и только ошибочное перенесение этих чувств на предметы, их случайно вызывающие, заставляет нас видеть в этих предметах самостоятельное благо или самостоятельное зло. Картина внутренней жизни человека у М. становится гораздо сложнее, чем у Декарта, он исследует сложные, смутные психологические состояния, неясные чувства человека, который, по М., обречен на страдания и находится в вечной погоне за ускользающим благом. М. указал на субъективность человеческого опыта, который не совпадает с принципами и постулатами божественного разума.

Лит. : Кротов А. А. Метафизика Мальбранша // Вопросы философии. М.2003. № 2. С.161-170; Кротов А. А. Философия религии Мальбранша // Философские науки. М., 2003 № 2. С.65-72; Кротов А.А. Философия Мальбранша, М., 2003; Dictionnaire des lettres françaises. Le XVII siècle. P., 1996.

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.