|
Персоналии Паскаль БлезПаска́ль Блез (фр. Pascal) (1623-1662) — французский математик, физик, философ, литератор. Один из основоположников математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, автор основного закона гидростатики, создатель первых образцов вычислительной техники.
Современникам П. был известен как ученый, автор «Опыта о конических сечениях» (1640), «Новых опытов, касающихся пустоты» (1647), «Рассказа о великом опыте по равновесию жидкостей» (1648), а также «Трактата о равновесии жидкостей» и «Трактата о весе массы воздуха» (1651, опубл. 1663), представляющих собой фрагменты несохранившегося «Трактата о пустоте», «Истории рулетки или центроиды и прилегающих к нему трактатов» (1658), «Писем об измерении кривых» (1659) и изданного посмертно, но, безусловно, известного ученому миру (этому посвящена переписка Паскаля с Ферма) «Трактата об арифметическом треугольнике и прилегающих к нему трактатов» (1654,опублик.1665). Совсем с другой, неожиданной стороны, раскрыли его «Провинциальные письма», публиковавшиеся с 1656 по 1657 гг., в которых П. не только проявляет себя как страстный защитник истинной религии и приверженец янсенизма, но и демонстрирует свой удивительный полемический дар, который обеспечил этому творению славу образца сатирической прозы. О необычайном успехе этого творения свидетельствуют переиздания, последовавшие одно за другим: «Письма» были изданы отдельной книгой в 1657 г., в 1658 г. они были переведены на латинский язык самим Николем, в 1659 г. переизданы снова, в последний раз при жизни их автора. Произведение представляет собой сборник из восемнадцати писем полемического характера. Причиной его появления стала дискуссия между янсенистами и иезуитами о характере учения К. Янсения. П., который к тому времени еще почти ничего не написал, но ясность ума которого, четкость и логичность формулировок были хорошо известны близким, решил взяться за перо и написал первое письмо, получившее горячее одобрение Пор-Рояля – центра янсенизма, которое было тайно напечатано 23 января 1656 года и вышло без указания имени автора под заголовком «Письмо к провинциалу одного из его друзей по поводу прений, проходящих сейчас в Сорбонне». П. вел рассказ от лица наивного простака, пожелавшего самостоятельно разобраться в предмете спора и обращавшегося за разъяснениями о главном предмете разногласий – Божьей милости - то к иезуитам и их союзникам, то к янсенистам. Во втором письме Паскаль продолжил разбор сути разногласий между янсенистами и иезуитами, в третьем он обращается к несправедливости нападок на великого Арно, крупнейшего представителя янсенизма во Франции: обвинители не смогли привести из его трудов ни одной строки, заслуживающей порицания. При дворе письма вызвали сильнейшее негодование, полиция разыскивала анонимного автора. Письма тем временем распространялись по Франции, пользуясь большим успехом. В четвёртом письме П. переходит к критике моральной теологии иезуитов, чему он посвящает следующие шесть писем. Письма вызвали бурную реакцию ордена: иезуиты яростно защищались: анонимный автор назывался в их проповедях и памфлетах безбожником, обвинялся в искажении цитат, осмеивании священных предметов. В последних письмах П., сменив комедийные приёмы и остроумие на сарказм, опровергал все обвинения оппонентов. Приводя спорные места, он доказывает, что никогда не искажает выдержек из трудов иезуитов. Когда королевский духовник отец Аннà выпускает брошюру, где объявляет янсенистов еретиками, Паскаль пишет в его адрес семнадцатое и восемнадцатое письма, в которых он возвращается к теме первых – Божьей Милости. Анонимный автор призывает своего противника доказать, а не голословно утверждать, что он еретик, что абсолютно невозможно ибо он не пропустил ни одной службы и никогда не нарушил ни одной заповеди. Все обвинения отца Анна строятся на силлогизме: тот, кто пишет эти письма, принадлежит Пор-Роялю, Пор-Рояль провозглашен рассадником ереси, следовательно, тот, кто пишет письма – еретик, хотя ни в речах, ни в письмах нет никаких тому доказательств. Затем полемика прервалась. Вероятно, учитывая ход событий, янсенисты сочли невозможным продолжать её. Сам же П. впоследствии говорил, что если бы ему ещё раз пришлось встать на путь теологической борьбы, то книга была бы написана ещё резче. Отдельным сборником «Письма к провинциалу» были изданы в Кёльне в 1657 г.,, и в том же году они были внесены в Индекс запрещённых книг. Узнав об этом, П. сказал, что если «Письма» осуждены в Риме, это означает, что осуждаемое в них осуждено на небе. Латинский перевод был также встречен враждебно и сожжен по постановлению королевского совета, но зато казуистической морали был нанесён серьёзный удар. В «Письмах» наиболее полно проявился писательский дар П. Их популярности способствовало и то, что автор избрал для обсуждения серьёзных вопросов богословия «стиль приятный, иронический, развлекательный». История создания почти всех произведений П., будь они научные, религиозные или философские, примечательна и почти всегда непосредственным толчком для их появления становится факт реальной действительности. Так, друг П. шевалье де Мере, обратился к нему за помощью в расчетах игры в кости. Размышляя над поставленной им задачей, П. создает арифметический треугольник и находит принцип «математического ожидания». Начало работы над «Мыслями» связано с «чудом о терне». Племянница и крестница П., воспитанница Пор-Рояля, Маргарита Перье, на протяжении трех лет страдала от абсцесса глаза, который, по мнению именитых медиков неминуемо привел бы к смерти девочки. В марте 1656 г. в Пор-Рояль была привезена на два дня священная реликвия – терн венка Христа, купленного Св.Людовиком в 1229 г., частицы которого были распределены между церквями Франции. Когда монахини подходили к святой реликвии, Маргарита приложилась к ней больным глазом, и той же ночью свершилось чудо – глаз выздоровел. Все врачи, прежде лечившие девочку, констатировали факт чудесного исцеления, чудо было официально признано церковными властями и во многом способствовало восстановлению влияния Пор-Рояля и янсенизма в целом. Событие произвело очень сильное впечатление на П., сделавшего свои первые записи о чудесах, вошедшие затем в «Мысли». Обращению П. к религии способствовали еще два неординарных случая: первый связан с происшествием на мосту в Нейи, когда передние лошади коляски, на которой ехал П., вдруг понесли, и он чудом спасся, уцелев между «двух бездн» - полагают, что страх перед бездной возник у него именно после этого случая. Ш. Бодлер, для которого образ бездны является одним из ключевых, открывает свой сонет «Бездна» именем французского философа: «Pascal avait son gouffre, avec lui se mouvant» - «Ты бездну страшную, Паскаль, влачил с собою» (пер. Эллис). Второе ключевое для Паскаля событие датируется 23 ноября того же 1654 г., когда среди ночи Паскаля ослепил огонь, он почувствовал присутствие Бога, потерял сознание, а очнувшись на заре записал свой знаменитый «мемориал» или «амулет», найденный после его смерти зашитым в платье. Но хотя толчком для начала работы послужили чудесные события, необъяснимые с точки зрения науки и разума, именно к разуму апеллирует П. в своем творении, предназначенном для его друзей, вольнодумцев, либертенов, которых он пытается вернуть в лоно религии. Несмотря на то, что сам философ был убежден, что человек не разумом, но сердцем постигает Бога, он выстраивает свое творение по всем законам логики, как это убедительно демонстрирует знаменитое «пари» П., которое может быть выражено простой арифметической формулой: Человек – Бог < Человек + Бог, т.е.человек без Бога ничтожен, Человек с Богом велик. Свои заметки П. писал на любом подручном материале, и после его кончины были найдены многочисленные «связки», объединявшие около тысячи отрывков, различных по жанру, объёму и степени завершённости, однако, их последовательность самим автором определена не была, что и привело к различному расположению материала в изданиях. «Апология христианской религии» («Мысли») вначале мыслилось как произведение полемическое, однако по мере того, как П. углублялся в свой материал, вышло за намеченные пределы. По-видимому, сначала он предполагал написать сочинение против свободомыслящих; опровержение их взглядов потребовало изложения и обоснования неких основных исходных тезисов, и здесь возник план истинной апологии - книги, утверждающей торжество христианства. Во исполнение этого П. сосредоточил свое внимание на доказательстве следующих трех тезисов: христианство представляет собой единственно истинную религию; христианская религия отнюдь не противоречит разуму, но, напротив, полностью согласуется с ним; христианская религия - и только она! - ведет к подлинному благу. Христианство, по мысли П., основывается на совершенном знании человеческой природы и его установления во всем отвечают требованиям сердца и разума. Калейдоскопическая фрагментарность, множество тем и проблем, порой только намеченных, являют нам наиболее достоверный портрет их создателя, опубликовавшего при жизни лишь малую толику своих сочинений. «Мысли о религии и других предметах» увидели свет в 1669 г. Паскалевское сравнение человека с «мыслящим тростником», его рассуждение о двух бесконечностях или о носе Клеопатры, восклицание «Меня ужасает вечное безмолвие этих бесконечных пространств!» стали хрестоматийными, а сами «Мысли» оказали огромное воздействие на развитие философии и литературы. Лит.: Mesnard J. Pascal, l’homme et l’eouvre.P.,1951; Кляус Е.М., Погребысский И.Б., Франкфурт У.И. Паскаль (1623–1662). – М., 1971; Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. — М.: Мысль, 1979; Стрельцова Г.Я. «Паскаль и европейская культура»М., 1994; Тарасов Б.Н. Блез Паскаль М., 1979 (переизд. 1982, 2006); Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., 2004.
Теги: философия эпохи Просвещения, французская философия Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |