|
Персоналии Ренан Ж. Э.Рена́н Жозеф Эрнест (фр. Renan) (1823 – 1892), французский писатель, историк и филолог.
Р. прошел сложный путь идейных и творческих исканий. Получив богословское образование, он увлекся изучением философии и науки, что приводит его к изменению прежних взглядов: «Я не из тех,- писал он, - которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы научному результату они ни пришли. Но в настоящее время я не могу верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести меня к католической и священнической ортодоксальности». Увлечение наукой, характерное для середины XIX в., приводит Р. к убеждению в необходимости научного реформирования человечества, внедрения науки во все сферы для улучшения жизни. Не отказываясь от этих идей, в дальнейшем Р. убеждается в том, что реорганизация общества на научной основе – дело далекого будущего, и наряду с наукой - созданием человеческого разума – вводит идет «высшего разума», которую он заимствовал из «абсолютной идеи» Гегеля и которая у Р. отождествлялась с Богом. Разум человека и наука –неделимы, они являются орудиями Бога при усовершенствовании человеческого общества. Бог для Р. – высшее выражение сверхчувственных стремлений человека к идеалу, и роль науки и разума – вести человечество к божественному идеалу. Р. задумывается о необходимости создания критической истории происхождения христианства. «Самая важная книга XIX столетия, — писал он, — будет иметь заглавие: „Критическая история начал христианства“ („Histoire critique des origines de Christianisme“). Удивительный труд! Я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или роковые внешние обстоятельства». Работа над этим трудом, прославившим его имя, начинается после посещения Палестины. «История происхождения христианства» («История первых веков христианства», 1864—1907), главный труд Р., состоит из семи книг: o «Жизнь Иисуса» (1863), o «Апостолы» (1866), o «Святой Павел» (1869), o «Антихрист» (1873), o «Евангелия» (1877), o «Христианская церковь» (1879), o «Марк Аврелий» (1882). В последних томах заметно влияние на автора последних событий (франко-прусская война, Коммуна), заставивших его обратить особенное внимание на социально-политическую сторону истории христианства. Как критик и исследователь, Р. значительно уступает немецким учёным, на которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив современную жизнь в Палестине (для этой цели Р. совершил ещё раз путешествие на Восток), он пытается воссоздать в живой картине начало христианства и ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес его книг, отсюда же и коренной их недостаток — крайний субъективизм и модернизация первоначального христианства и его деятелей. В книге «Жизнь Иисуса» он называет переход от язычества к христианству «главным событием» древнего мира. Р. всегда открыто высказывал свои взгляды, так, получив место профессора в Коллеж де Франс – ведущем учебном заведении эпохи, он смело и решительно изложил свои воззрения на начало христианства во вступительной лекции. Курс сразу был приостановлен; протест Р. остался без последствий, и министр предложил ему променять кафедру на видное место в Национальной библиотеке, однако он отказался и был лишён кафедры императорским декретом (1864). Р. критиковали как атеисты, так и католики: атеисты за идею Бога, за эмоциональное и эстетическое оправдание всех религиозных верований – Р. полагал, что религия имеет огромное познавательное значение, это такой же духовный памятник, как история, искусство, литература. Католики критиковали его за то, что отвергает «чудеса», полагая, что для всего есть естественное научное объяснение. Р. утверждал, что Иисус не был сыном Бога, но был выдающимся проповедником, реально существовавшим в истории. В 1883 г. появились его «Воспоминания детства и юности», очень важные для его ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости. Такое же значение имеют его «Feuilles détachées». Между 1878 и 1886 гг. появились его «философские драмы» («Калибан», «Вода жизни», «Священник из Неми», «Жуарская настоятельница»), в которых выразились его политические, религиозные и этические воззрения. Сочинения Р. показывают переход от религиозно-теологического к историко-критическому рассмотрению документов, учений и истории христианства, а сами его идеи были характерны для эпохи. С середины 1870-х годов Р. утверждает, что науке и человечеству высшая истина недоступна. Только Высший разум знает абсолютную истину, которая и является самим Богом. Поэтому любая точка зрения субъективна и относительна. На этом утверждении субъективности и относительности всех точек зрения возник «всеобъемлющий скептицизм» Р.: если все наши представления относительны, то можно либо все отвергать, поскольку никто не знает, какова истина, либо принимать все точки зрения одновременно, поскольку все они имеют равное право на существование, т.к. человек не знает, где истина. Это, по Р., настоящая мудрость, поэтому скептицизм должен быть облечен в доброжелательную форму. Р. создал понятие доброжелательного скептицизма, которое стало основой импрессионистической критики и романа. Р. оказал значительное влияние на А.Франса и М. Пруста. Лит. Dictionnaire encyclopédique de la littérature française. P., 1997; Mott L. Ernest Renan. P., 1921.
Теги: философия эпохи Просвещения, французская философия Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |