КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Руссо

 Руссо Жан-Жак (Rousseau; 1712- 1778) – французский писатель и философ.

 

Место Р. в истории литературы и философии XVIII в. – исключительно и парадоксально. Его творчество не только стало значительным этапом в развитии философии, политологии, эстетики, литературы столетия, но и вышло далеко за временные и национальные рамки. Руссоизм, как широкая система идей лежит в основе многих, часто непохожих друг на друга явлений интеллектуальной, общественной и художественной жизни последующих эпох. Его философская, общественная позиция во многом была оригинальной и контрастировала с магистральным движением эпохи. Идеи Р. и способ их изложения воспринимались современниками как новаторские, а иногда просто как безумные.

 Мысли Р. свойственна системность, допускающая и даже предполагающая сложность и внешнюю противоречивость. Общественная философия, эстетика и политология Р., равно как и его художественная практика, связаны с фундаментальной категорией чувствительности. Именно чувствительность – основа гносеологии Р. (человек познает мир сердцем), основа его религии (Бог познается чувством), основа эстетики (чувствительность есть залог эстетического переживания).

 Основные принципы общественной мысли Р. изложены в его «Рассуждениях».

 Трактат «Рассуждения о науках и искусствах» был написан в 1750 г. на конкурс Дижонской Академии, задавшей вопрос ”Способствовали ли науки и искусства улучшению нравов?” Р. категорически отвечает «нет». Возвышение наук и искусств способствует испорченности человека. Подобный ответ противоречил самому духу Просвещения и шел в разрез с концепцией цивилизации у большинства философов XVIII века. Впервые здесь прозвучало знаменитое противопоставление человека естественного и цивилизованного, которое найдет продолжение в произведениях романтиков, а позднее в творчестве таких писателей как Л.Н.Толстой, Генри Торо и многих других.

 В 1755 г. выходит в свет «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» - во многом продолжение первого. По Р., общественное состояние человека отчасти случайно, оно не проистекает из природы человека. Уникально также отрицательное отношение Р. к фундаментальному понятию «естественного закона», так как естественность и закон для него – противоположные понятия. Естественное состояние по Р. - это не реальная жизнь дикарей, это некая гипотеза, или мечта. В качестве такой гипотезы Р. представляет себе прекрасную «юность человечества», когда личность, с открытием сельского хозяйства и металлургии уже вышла из животного состояния и сосуществовала с другими, сохраняя свое природное одиночество. Ужасное событие изменило ход истории тогда, когда кто-то первый сказал слово «Мое»: «Первый, кто огородил клочок земли, вбил кол и сказал: «Это мое», был истинным образователем гражданского общества. Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля – никому», - пишет он в трактате. С возникновением частной собственности человечество стало деградировать.

 Цель «Общественного договора» (1762) – создать идеальное общество, в котором восстанавливается союз человека и общества, когда все прекрасные способности человека направлены на главную функцию – гражданина. Общество есть результат неписанного договора между его членами, результат общей воли. Нарушение этого договора со стороны правителей может повлечь разрыв договора, то есть революцию.

 С философскими основами творчества Р. связана его педагогическая концепция, выразившаяся, прежде всего, в педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» (1762). Р. исходит из посылки: «Все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Как же сохранить изначально прекрасную природу? Р. порывает со сложившейся традицией рассматривать ребенка как маленького взрослого: существует детская психология, и ее следует учитывать. Психическое развитие ребенка проходит несколько стадий (подобно развитию общества), каждая из которых имеет свою особую структуру и законы. В центре педагогики Р. - не традиционная религиозная идея усилия, но внимание к специфическим нуждам и интересам ребенка в каждую пору его жизни.

 Нравственное предназначение человека Р. прямо связывает с его естественной сутью, которой нужно следовать. Именно естественные начала в человеке представляют божественный замысел о нем. Наиболее полно особенная религиозность Р. выразилась в том фрагменте «Эмиля», который называется «Исповедание веры савойского викария». Доказательство существования Бога таится в чувстве. Я не могу чувствовать того, чего нет, - говорит его Савойский викарий, - и если я чувствую, что Он есть, значит, Он есть. Вера в свободу и бессмертие души опирается на очевидность внутреннего чувства. Однако вера Р. не испытывает нужды в церкви и даже Библии: «Как много людей между Богом и мной» - восклицает викарий Р. Любая другая религия, кроме религии внутреннего чувства для Р. – религия общественного договора, подчиненная необходимости поддерживать стабильность общества. Р. относится к атеистам, своим современникам, как к врагам. Приверженность Р. христианству часто носит психологический характер, это потребность в утешении и безопасности. Он критикует многие христианские догмы не менее последовательно, чем Вольтер: например, Троицу и Евхаристию он считает абсурдом.

 Р. был не только новатором в сфере идей, но и создателем повествования нового типа. Появление его романа «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), который называют «энциклопедией руссоизма», знаменует новый этап в истории европейского романа. Политические, религиозные, эстетические и нравственные представления писателя «вырастая из одного дерева» своеобразно воплощаются в повествовании.

 Антиномичность становится главнейшей особенностью романного воплощения философской концепции Р. Так, история любви знатной дворянки Юлии и плебея Сен-Пре, ее учителя, предстает одновременно как апология возвышенной любви, стоящей выше сословных предрассудков, как божественное предназначение «прекрасных душ», и в то же время как мечта, которая не может быть реализована на земле. Такое понимание любви у Р. было полемичным по отношению к распространенной материалистической концепции любви как явления детерминированного телесными законами. Добродетель и любовь в романе - не роковые противоположности, но равно прекрасные стороны человеческого бытия. Невозможность их примирения объясняется не только несовершенством социума, враждебного естественным чувствам, но и самой природой человека, задуманного Богом как существо социальное, призванное исполнить долг частный, семейный, и в то же время, наделенное способностью стремиться к идеальному, неосуществимому на земле предназначению. Герои Р., прежде всего Юлия, открывают вереницу романных персонажей, которые могут быть названы «прекрасными душами». По более позднему определению Гегеля «прекрасная душа чувствует в себе присутствие Бога», а главная ее слабость – страх «испачкать свои белые одежды», утратить совершенство. Именно это объясняет последнее письмо Юлии, в котором она говорит о том, что рада умереть, не совершив преступления.

 В принципах сюжетостроения, в системе персонажей Р. уходит от схематичных принципов построения романа предшествующих десятилетий. Он создает сложный универсум, в котором человек предстает в диалогичных отношениях с другими людьми, природой и социумом, что готовит «большие» романы XIX столетия.

 Р. принадлежат автобиографические произведения: «Исповедь» (1766-1769, опубл. 1782 – 1789); «Диалоги, или Руссо судья Жан-Жака 1772-1776), «Прогулки одинокого мечтателя (1778)». Описывая отношения своего «я» с миром, Р. в «Исповеди» исходит из посыла «посмотрите какой я», в «Диалогах», - «посмотрите, как вы несправедливы ко мне», и, наконец, в «Прогулках одинокого мечтателя» -« посмотрите, как я не нуждаюсь в вас».

В двенадцати книгах «Исповеди» Р. последовательно рассказывает о внешних событиях своей жизни и их эмоциональной интерпретации. Предметом его внимания становятся ситуации и состояния ранее не анализировавшиеся, например, детские переживания. Внутренняя жизнь предстает не как однородное состояние или линейное движение, но как пульсирующее и меняющееся движение. Сюжет «Исповеди» - последовательные разочарования. Каждый из этапов жизни Руссо предстает как вереница потерь, во многом повторяющая миф об Утраченном рае, или Золотом веке. Именно таковыми предстают переживания Детства, Любви, Дружбы.

 Автобиографическая проза Руссо серьезно повлияла на развитие жанра художественной автобиографии не только во Франции, но и в других странах Европы.

Лит. Dictionnaire de Jean-Jacques Rousseau. Paris, 2006 ; Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995; Sources et postérités de La Nouvelle Héloïse de Rousseau. Paris, 2012 ; Дворцов АТЖан Жак Руссо. М., 1980; Занадворова Т. Л. Сентиментализм Ж.-Ж. Руссо. Челябинск, 1983; Лукьянец И.В. Французский роман второй половины XVIII века (автор, герой, сюжет). СПб, 1999; Ж.-Ж. Руссо: Pro et Contra. Составитель: Златопольская А. А. и др. СПБ., 2005; Занин С. В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века . СПб., 2007; Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). — М., 2006. 

 

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.