КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Фенелон Ф.

Франсуа Фенелон (фр. Fénelon) (1651 — 1715) — французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа – воспитания «Приключения Телемака.

 

Происходил из знатной семьи военных и дипломатов. Получил религиозное воспитание, проявив в нем большие способности. Увлекался литературой с раннего возраста. Живя в провинции, часто наведывался в Париж, где сблизился с Боссюэ, при содействии которого был представлен ко двору и назначен в 1689 г. наставником внука Людовика XIV, герцога Бургундского. Позднее также был наставником будущего короля Испании Филиппа V, герцога Анжуйского, и герцога Беррийского. Узнав о его назначении воспитателем дофина, госпожа де Севинье написала: «Святой Людовик не сделал бы лучшего выбора. Аббат Фенелон – один из удивительнейших людей в плане ума, знаний и набожности». Воспитанник был даровит, но избалован, и Ф., по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного ребенка скоро нельзя было узнать. В 1693 г. Ф. был избран членом Французской академии и во вступительной речи выразил свои воззрения на литературу. Решающим событием в судьбе Ф. стала публикация в 1697 г. книги в защиту квиетизма «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни», которая была единогласно осуждена и ее автор получил приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию – Камбре, на границе с Фландрией. Остаток жизни Ф. посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству. Когда в 1711 г. наследником престола стал герцог Бургундский, сторонники Ф. пригласили его участвовать в разработке основ тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти монарха. Однако труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца.

Творчество Ф. напрямую связано с его деятельностью наставника: в 1687 г. он выпустил книгу «О воспитании девиц», в которой подверг критике воспитание девочек, которых обучали — кроме закона Божия, — лишь тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Ф. настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; он ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум. Девочек надо учить правильно говорить, читать и писать, производить четыре арифметических действия, знать основные элементы права, знакомить с древней и французской историей. Этот трактат принес ему известность и лег в основу воспитания Сен-Сирского пансиона, основанного мадам де Ментенон и впоследствии взятого за образец Екатериной II при создании Смольного института.

Написанные в манере Лукиана «Диалоги мёртвых» (1700) содержат рассуждения о принципах управления государством, изложенные в увлекательной форме. В каждом диалоге заключалось житейское, моральное и политическое нравоучение. Однажды воспитанник Ф. ужаснул придворных фразой, почерпнутой из этого труда учителя: «Король создан для подданных, а не подданные для короля». Эта формула является антитезой известному изречению, приписываемому Людовику XIV: «Государство — это я».

 Роман «Приключения Телемака» был написан в 1695-1696 гг. Ф., верный эстетике классицизма, заимствовал у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; сохранил он и дух произведений античных авторов, добившись простоты, силы и ясности стиля. «Телемак» во многом перекликается с «Диалогами мертвых» и представляет собой своего рода курс политической педагогики. В романе содержится множество намеков на Людовика XIV и его министров. Есть в «Телемаке» и изображение утопического идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент).

Среди богословско-философских трактатов Ф. следует отметить его «Опровержение трактата Мальбранша о природе и благодати» (ок. 1687-1688) и «Трактат о Существовании Бога» (1712), основная мысль которого выражена в следующем силлогизме: всё, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Трактат, написанный с присущей Ф. ясностью, долго служил школьным руководством.

В одном из последних своих сочинений, «Письме в Академию» (1714), Ф. выдвигает целый ряд проектов, которые касаются различных аспектов лексикографии, поэтики, риторики и истории.

Лит: Dictionnaire des lettres françaises. Le XVII siècle. P., 1996; Fénelon, mystique et politique (1699-1999): actes du colloque international de Strasbourg. — P. Geneve, 2004; Михайлов А.Д. Фенелон. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М., 1972.


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.