|
Персоналии французские материалистыФранцузские материалисты. Французский механистический материализм представлен в трудах Ламеттри (1709-1751), Дидро (1713-1778), Гольбаха (1723-1789), Гельвеция (1715-1771). Французские материалисты XVIII века опирались на предшествующую материалистическую мысль античности (Эпикур, Лукреций, Спиноза), на знаменитых философов XVII в. - рационалиста Декарта, сенсуалиста Гассенди и на своих непосредственных предшественников и соотечественников – Бейля и Фонтенеля. Так, «Исторический и критический словарь» (1695-1697) П.Бейля (1647-1706), названный Лейбницем «самым прекрасным словарем» и считающийся одним из первых трактатов по истории западной философии, послужил моделью для «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера и для «Философского словаря» Вольтера. Б. де Фонтенель (1657-1757) в «Беседах о множественности миров» (1686) выдвинул первое в новоевропейской философии последовательно материалистическое понимание природы, рассматривая Вселенную как «громадную массу материи», находящейся в «беспрестанном движении». В «Истории оракулов» (1686) и «О происхождении мифов» (опубл. 1724) он развивал атеистическую точку зрения, призывая освободиться от предрассудков с помощью разума. Материализм XVIII века был ограничен недостаточными научными знаниями: ему свойственна механистичность, ибо физика была одной из наиболее развитых наук того времени, и все процессы природы, вплоть до психики человека, объяснялись механическим причинами. Характерным являлось сравнение организма человека с «машиной» (трактат Ламетри «Человек – машина» выходит в 1747 г.), с часовым механизмом. Французский материализм был метафизическим, ибо философы и ученые еще не могли видеть изменения явлений в природе, а лишь собирали, накапливали, классифицировали и систематизировали материал, что определяет также и его созерцательность, поскольку природа являлась объектом изучения, а не предметом человеческой практики. Французские материалисты постепенно начали преодолевать механицизм и отказались от метафизическо-антидиалектического представления о неизменности природы во времени. Также произошло изменение социальной ориентированности новоевропейского материализма: если его английский основоположники (Ф.Бэкон, Т. Гоббс) были сторонниками королевского абсолютизма, то во Франции XVIII в. материализм стал служить обоснованием решительной борьбы с феодализмом и оказался вовлечен в социальные преобразования. Новым шагом явилась попытка Гельвеция и Гольбаха применять материализм к общественной жизни. Французские материалисты были противниками всяких догм, философская мысль Просвещения находилась в постоянном движении и поиске. Лит. Materialisme.// Dictionnaire européen des Lumières. Paris, 2007. P. 769- 773 ; Философия французского Просвещения. // Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XIII века. М., 1986. С. 144-149. Теги: философия эпохи Просвещения, французская философия Дисциплина: Философия Авторы: Алташина В. Д. |