КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Шатобриан, Франсуа Рене де

Шатобриа́н Франсуа́ Рене́ де (фр.Chateaubriand; 1768 -1848) — французский писатель и дипломат, один из первых представителей романтизма во французской литературе.

 

Ш. происходил из старинной аристократической семьи, он был воспитан в духе руссоизма. Будучи сторонником роялизма и католицизма, не принял Французскую революцию и отправился в путешествие в северную Америку , где надеялся встретить «добрых дикарей» ( по Руссо). После возвращения он сражается против революционных войск – многие члены его семьи были гильотинировны в годы революции. В дальнейшем Ш. занимает антинаполеоновскую позицию и с жаром приветствует возвращение Бурбонов. Людовик XVIII, по словам которого Ш. сделал для него больше, чем сто тысяч солдат, назначает его министром и пэром Франции. В 1823 г. русский император Александр I наградил Ш. орденом Андрея Первозванного. После революционных событий 1830 г. Ш отходит от политической жизни. Выдающиеся политические таланты Ш. признавал Шарль де Голь, считавший, что он мог бы стать величайшим политиком.

Главное произведение Ш. - «Гений христианства» (1802) становится важным событием эпохи, знаменуя возвращение к религии в послереволюционные годы. Предшественниками Ш. в деле апологии христианской религии были Паскаль и Фенелон, однако автор опирается и на опыт «Духа законов» Монтескье, считая Иисуса Христа « главным законодателем христианского мира». Стремясь доказать превосходство христианской веры, Ш. идет двумя путями: он обращается к чувствам, говоря о совершенстве природы и культуры, и к разуму, когда речь идет об исторических достижениях христианства. Труд состоит из четырех частей, каждая из которых поделена на шесть книг.. Защищая и убеждая, Ш. излагает факты и объясняет последствия. В первой части он обращается к догмам и доктринам христианской церкви, сравнивая их при необходимости с другими религиями. От Троицы до Страшного суда, он набрасывает колоссальное полотно христианского мира, важное место на котором занимает природа, доказывающая существование Бога. Вторая часть предлагает «Поэтику христианизма», т.е обращается к воздействию христианской веры на литературу и искусства. Обращаясь к историческому обзору, восходящему к литературе античности, Ш. доказывает преимущества христианской литературы, утверждая, что «Андромаха» и «Федра» Расина превосходят трагедии античных авторов. Ш. доказывает превосходство христианской образности на основании произведений Данте и Мильтона, сравнивая два главных источника - Библию и Гомера. Повесть «Рене» служит примером жизни во власти страстей без христианских идеалов. Третья часть посвящена исключительно искусству и литературе: готической архитектуре, библейским сюжетам в живописи, философии Просвещения, которую он противопоставляет философии Великого века, представленной Паскалем, Боссюэ, Фенелоном. Ш. размышляет об отношениях между природой, религией и страстями, что находит завершении в истории «Аталы». Четвертая часть о христианском культе представляет собой исторический обзор социального положения Церкви, ее традиций и памятников, а также ее влияния на государственную власть и общественные установления.

«Гений христианства» сыграл важную роль в развитии литературы эпохи: в качестве наглядных примеров Ш. вставляет две небольшие повести – «Атала» и «Рене». которые считаются первыми образцами романтической литературы во Франции. Герой «Рене», имеющий много общих черт с его создателем, открывает галерею «детей века», зараженных «болезнью века» - разочарованием. Исповедальная интонация рассказа героя о «смутных страстях», овладевших французской молодежью на рубеже веков, получит дальнейшее развитие в романтической прозе Франции.

Одной из последних работ Ш. было «Жизнеописание Рансе» (1844) – страстный рассказ о реформаторе ордена траппистов.

Последние годы жизни Ш. были посвящены его работе над «Замогильными записками» (1848-1850), которые должны были увидеть свет после смерти автора. В этом произведении Ш. сливает воедино автобиографию и историческое повествование, оно охватывает наиболее важные периоды жизни Ш., которые совпали с важными событиями в истории Франции.

Лит. : Grandes oeuvres de la littérature française. P., 1998 ; Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995.

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.