|
Персоналии Эразм РоттердамскийЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ [Erasmus Roterodamus], один из наиболее выдающихся гуманистов, которого вместе с Рейхлином современники называли «двумя очами Германии». Родился 28 октября 1469 в г. Роттердаме (в нынешней Голландии). Отец его, принадлежавший к одной из бюргерских фамилий городка Гулы (в южной Голландии), увлекся в юности одной девушкой, которая отвечала ему взаимностью. Родители, предопределившие сына к духовной карьере, решительно воспротивились вступлению его в брак. Влюбленные тем не менее сблизились, и плодом их связи был сын, которому родители дали имя Гергард, т.е. желанный, - имя, из которого, путем обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним Desiderius Erasmus, заставивший забыть его настоящее имя (фамильное имя его было Praet). Первоначальное образование он получил сначала в местной элементарной школе; оттуда перешел в Девентер, где поступил в одну из основанных братьями общинной жизни школ, в программы которых входило изучение древних классиков. Ему было 13 лет, когда умерли его родители. Некоторая робость, граничившая подчас с трусостью, а также известная доля скрытности - эти немало повредившие ему в жизни черты его характера объясняются, в значительной степени, ранним его сиротством, усугубленным вдобавок незаконнорожденностью, которая в глазах тогдашнего общества налагала на ребенка печать позора. Последнее обстоятельство имело и другое, более реальное значение: оно заранее закрывало ему всякую общественную карьеру. От мира, где он являлся изгоем, юноше оставалось лишь удалиться в монастырь; после некоторых колебаний он это и сделал. Э. Р. и без того не чувствовал особого влечения к монастырской жизни, теперь, став лицом к лицу со всеми темными сторонами, которыми характеризовался монашеский быт того времени, он проникся искренним и глубоким отвращением к последнему. Те язвительные стрелы, которые градом сыплются по адресу монахов в позднейших сатирических произведениях Э. Р., представляют собой в значительной мере отголосок тех дум и чувств, которые были им пережиты во время его невольного пребывания в постылых монастырских стенах. Несколько лет, проведенных Э. в монастыре, не пропали, однако, для него даром. Монастырская жизнь оставляла любознательному монаху много свободного времени, которое он мог употребить на чтение любимых им классических авторов и на усовершенствование свое в латинском и греческом языках. Успехам, которых ему удалось достигнуть в этой области, Э. Р. был обязан возможностью вырваться на простор из-под душивших его монастырских сводов. Даровитый молодой монах, обративший на себя внимание выдающимися познаниями, блестящим умом и необыкновенным искусством владеть изящной латинской речью, скоро нашел себе влиятельных меценатов. Благодаря последним Э. Р. мог оставить монастырь, дать простор своим давнишним влечениям к гуманистической науке и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма. Он сдружился здесь со многими гуманистами, в особенности с Томасом Мором. На родине гуманизма, уже увенчанный славой, Э. Р. встретил почетный, местами восторженный прием. Туринский университет поднес ему диплом на звание почетного доктора богословия; папа в знак особого своего благоволения к Э. Р. дал ему разрешение вести образ жизни и одеваться сообразно с обычаями каждой страны, где ему приходилось жить. Оксфордский и Кембриджский университеты предложили ему профессуру. Э. Р. остановил свой выбор на Кембридже. Здесь Э. Р. в течение нескольких лет преподавал греческий язык в качестве одного из редких в ту пору знатоков этого языка и читал богословские курсы, в основу которых им был положен подлинный текст Нового, Завета и отцов Церкви. Это было большим новшеством в ту пору, так как большинство богословов тогдашнего времени продолжало следовать в своих курсах средневековому, схоластическому методу, который сводил всю богословскую науку к изучению трактатов Дунса Скота, Фомы Аквинского и еще нескольких излюбленных средневековых авторитетов. Совершенно игнорировались при этом не только сочинения отцов Церкви первых веков христианства, но и само Свящ. Писание, которое вдобавок «докторам богословия» было известно лишь по латинскому переводу, получившему церковную санкцию под именем Вульгаты. Характеристике этих адептов схоластического богословия Э. Р. посвятил несколько страниц в своей «Похвале Глупости». «Они до такой степени поглощены своим усладительным вздором, что, проводя за ним дни и ночи, не находят уже ни минуты времени для того, чтобы хоть раз перелистать Евангелие или Послания ап. Павла. Но, занимаясь своим ученым вздором, они вполне уверены, что на их силлогизмах так же держится вселенская Церковь, как небо - на плечах Атласа, и что без них Церковь не продержалась бы и минуты». Э. Р. нашел себе могущественного мецената в лице Карла Испанского (будущего императора Карла V). Последний пожаловал ему чин «королевского советника», не связанный ни с какими реальными функциями, ни даже с обязанностью пребывания при дворе, но дававший жалованье в 400 флоринов. Это создало для Э. Р. вполне обеспеченное положение, избавлявшее его от всяких материальных забот, и предоставило возможность всецело отдаться своей страсти к научным занятиям. С этих пор, действительно, научная и литературная продуктивность Э. Р. возрастает. Новое назначение, однако, не заставило Э. Р. отказаться от своей непоседливости. Лишь в последние годы своей жизни он окончательно утвердил свою оседлость в последнем из названных городов, где и окончил дни свои: он умер в Базеле в ночь с 11 на 12 июля 1536. Э. Р. нельзя отнести вполне ни к какой определенной группе гуманистов: он был «человек сам по себе», как характеризует его кто-то в «Письмах темных людей». Э. Р., действительно, представляет собой особую, самостоятельную и вполне индивидуальную величину в среде германского гуманизма. Начать с того, что Э. Р. даже не был в строгом смысле германским гуманистом: его скорее можно назвать гуманистом европейским, международным. Германец по своей принадлежности к империи, голландец по крови и по месту рождения, Э.Р. менее всего был похож на голландца по своему подвижному, живому, сангвиническому темпераменту, и может быть именно потому так скоро отбился от своей родины, к которой никогда не обнаруживал никакого особенного влечения. Германия, с которой его связывало подданство «императору» и в которой он провел большую часть своей скитальческой жизни, не сделалась для него второй родиной; немецкий патриотизм, которым было одушевлено большинство германских гуманистов, остался совершенно чужд Э. Р., как и вообще всякий патриотизм. Германия была в его глазах родиной не более, чем Франция, где он провел несколько лучших лет своей жизни. Сам Э. Р. относился вполне безразлично к своей национальности. «Меня называют батавом, - говорит он в одном из своих писем - но лично я в этом не вполне уверен; очень может быть, что я голландец, но не надо забывать, что я родился в той части Голландии, которая гораздо ближе к Франции, чем к Германии». Можно сказать, что настоящей духовной родиной Э.Р. был античный мир, где он чувствовал себя, действительно, как дома. Настоящим родным языком был для него латинский язык, которым он владел с легкостью античного римлянина; находили, что по-латыни он говорил гораздо лучше, чем на своем родном голландском наречии и на языках немецком и французском. Характерно и то, что под конец жизни Э. Р. после долгих скитаний по свету избрал местом постоянной оседлости имперский город Базель, имевший по своему географическому и политическому положению и по составу своего населения международный, космополитический характер. Совершенно особое место занимает Э. Р. в истории германского гуманизма также и по тому небывало почетному и влиятельному положению в обществе, какое - впервые в европейской истории - получил в его лице человек науки и литературы. До Э. Р. история не знает ни одного подобного явления, да такого и не могло быть ранее распространения книгопечатания, давшего в руки людям мысли небывало мощное орудие влияния. После Э. Р. за все продолжение новой истории можно указать лишь один аналогичный факт: то совершенно исключительное положение, которое выпало на долю Вольтера в апогее его литературной славы во второй половине 18 в. Могущественнейшие государи тогдашней Европы - Генрих VIII Английский, Франциск I Французский, папы, кардиналы, прелаты, государственные люди и самые известные ученые считали за честь находиться с ним в переписке. Папская курия предлагала ему кардинальство; баварское правительство высказывало готовность назначить ему крупную пенсию за то только, чтобы он избрал Нюрнберг местом своего постоянного жительства. Во время поездок Э. Р. некоторые города устраивали ему торжественные встречи, как государю. Его называли «оракулом Европы», к нему обращались за советами не только люди науки - по различным научным и философским вопросам, но и государственные люди, даже государи - по различным вопросам политическим. Как гуманист Э. Р. всего ближе примыкает к Рейхлину: и тот, и другой являются выдающимися носителями того научного духа, духа исследования и точного знания, который составляет одну из наиболее существенных черт в характеристике гуманизма вообще. Подобно Рейхлину, он много работал над собиранием рукописей классических авторов и над критическим изданием их сочинений. Наряду с Рейхлином Э. Р. был одним из немногих в то время знатоков греческого языка и литературы. Э. Р. также впервые применил в широком масштабе научные приемы работы в области богословия. Его критические издания Нового Завета и отцов Церкви положили основание научному богословию на Западе вместо господствовавшей до тех пор схоластики. В частности, Э. Р. в значительной степени подготовил почву для протестантского богословия не только своими изданиями богословских текстов, но отчасти также и некоторыми из своих богословских идей (например, своим учением о свободе воли). Таким образом, Э. Р., который, в особенности в позднейшую пору своей жизни, настойчиво открещивался от всякой солидарности как с Лютером, так и с другими церковными реформаторами, оказался, наперекор своему желанию, в роли одного из родоначальников протестантской догматики. В этом пункте литературно-научная деятельность Э. Р. соприкасается положительным образом с реформационным движением; но она соприкасается с последним также — и быть может в еще большей степени - и отрицательным образом, поскольку в своих сатирических произведениях Э. Р. выступает изобличителем различных отрицательных сторон современной ему церковной действительности в католическом мире. Из сатирических произведений Э. Р., благодаря которым научно-литературная деятельность его получила широкое общественное значение и обусловила его выдающееся место не только в истории литературы, но и во всеобщей истории, особенно выдающееся значение имеет «Похвала Глупости» («Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus»). Напечатанная в первый раз в Париже в 1509, сатира Э. Р. выдержала в несколько месяцев до семи изданий; всего при жизни Э. Р. она была переиздана в разных местах не менее 40 раз. [...] Полное собрание сочинений Э.Р. было издано дважды: в первый раз в Базеле в 1540 в девяти томах (фолиантах), во второй раз - в Лувене в 1703-1706 в десяти томах (также фолиантах). Наиболее полный список всех изданий сочинений Э. Р. издан дирекцией университетской библиотеки в Генте в 1893 под заглавием «Bibllolheca Erasmiana». П.Н. Ардашев. Теги: Возрождение Дисциплина: Философия Авторы: Ардашев П. Н. |