КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бенедикт Нурсийский

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (ок. 480—547) — основатель и реформатор западноевропейского монашества. (В РКЦ – св. Бенедикт, в Православной Церкви – преп. Венедикт). Благодаря св. Бенедикту монашество на Западе получило стабильную организацию. О его жизни мало достоверных сведений; главным биографом св. Бенедикта был папа Григорий 1 Великий (590-604).

Бенедикт происходил из знатного рода; учился в Риме, бежал от мирских соблазнов в Субиако, к северу от Рима где основал монастырь. Около него стали собираться многочисленные ученики. Основав ряд обмиеоей, он поставил во ьглаве каждой своего ученика, а сам удалился из Субияко в Кампанью. В 529 г. Бенедикт основал монастырь в Монте-Кассино (на середине пути из Рима в Неаполь); в 540 г. написал его устав, опираясь на предписания блаж. Иеронима, блаж. Августина, преп. Пахомия и на правила св. Василия Великого и Кассиана (постоянное пребывание в монастыре, повиновение избранному аббату, общность имущества). При жизни св. Бенедикта в Монте-Кассино были заложены храмы св. Михаила и Иоанна. Св. Бенедикт и его сестра - св. Схоластика были погребены в Монте-Кассино.

К этому времени в основном закончилась эпоха «великого переселения народов». Монастырь св. Бенедикта и его устав выражали дух новых, начинавших мирную жизнь народов, среди которых Церковь теперь могла начать свою пастырскую работу. Основное творение св. Бенедикта, его Regula (Правила) — это свод правил монастырской жизни, который на Западе одержал победу над всеми другими уставами и монастырскими обычаями и до XIII в. оставался единственным руководством для монастырей. Всю жизнь монахов — ora et labora (молись и трудись) — Бенедикт организовал вокруг богослужения. К обычным монашеским обетам он присоединил еще и обязательство не менять монастырь (stabilitas loci). Хотя монахи и участвуют в управлении, весь общежительный распорядок зиждется на отцовской власти (paternitas) аббата. От монахов, помимо молитвы, также требовался и физический труд. Однако устав оставлял место и для интеллектуальной деятельности.

Благодаря принципу обязательности физического труда монашество имело большое значение в истории Средних веков. Этот труд приносил культуру в окрестности монастыря. Культура неизбежно выходила за пределы чисто хозяйственной сферы жизни, она влияла и на умственное, и на политическое развитие среды. «Божие дело», молитва, труд — эта иерархия ценностей устава Бенедикта Нурскийского легла в основу идеологии средневекового христианства. Благочестивое чтение считалось путем к совершенству. Четко регламентированный и лишенный аскетических крайностей устав св. Бенедикта способствовал широкому распространению бенедиктинских монастырей, которые сыграли значительную цивилизаторскую роль в Европе. В 1947 г. папа Пий XП усвоил св. Бенедикту титул «Отец Европы». В 1964 г. папа Павел VI провозгласил его «патроном Европы», а в 1980 г. папа Иоанн Павел II дал ему сопатронов в лице свв. Кирилла и Мефодия.

 

 

 


Теги:  католицизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)