|
Персоналии Григорий I ВеликийГРИГОРИЙ 1 ВЕЛИКИЙ (ок. 540—604) — папа с 590. Один из учителей Церкви. Г. I проявил себя выдающимся администратором; организовал оборону Рима и Южн. Италии от лангобардов, с к-рыми в 592—593 заключил мир. Отстаивал тезис о главенстве папы в спорах с визант. властями и Константинопольской Церковью. Славу писателя Г. I принесли комментарии на библейские книги — «Пастырское наставление» и «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов». Он был первым великим папой зарождающегося нового мира. Его деятельность имела решающее значение для всего средневековья. Одним из основных факторов, определявших тогда чуть ли не все развитие Церкви, были германские национальные Церкви. Григорий, римлянин, увидел в этом опасность: это могло грозить раздроблением вселенской Церкви. Тем более что форму национальной Церкви невозможно было ни игнорировать, ни, в интересах той же христианизации, от нее отказаться. Действенный выход из ситуации наметил своею деятельностью папа Григорий: строгое подчинение всей иерархии власти наследника ап. Петра. (Тем более, что еще в 554 г. византийский наместник (экзарх), облеченный политической властью (распространявшейся и на папу), отправился в Равенну, где около двухсот лет будет находиться его резиденция). Но уже в 568 г. лангобарды (последнее чисто германское племя, которое осело на римской земле) вторглись в Италию, создав этим постоянную угрозу Риму и тем самым независимости папы. На протяжении полутора веков для папы существовала опасность быть низведенным до положения епископа лангобардов. Всю свою жизнь папа Григорий оставался внутренне связан с античной идеей империи и ее выразителем, императором Востока. Но не меньше он стремился и к независимости Церкви. С террасы своего Латеранского дворца он лично руководил обороной родного Рима от лангобардов. При этом Григорий и перед лицом враждебных варваров не забывал свой священнический долг, старался их тоже привести к вере. Он добился того, что старший сын короля и наследник престола принял католическое крещение (жена короля Агилульфа, баварская принцесса Теуделинда, была христианкой). Будучи наследником богатого рода, он отказался от блестящей карьеры, чтобы поступить в бенедиктинский монастырь, который основал он сам в своем римском дворце. Уже в 575 г. он принимал участие в жизни монахов; но после своего возвращения от апокризиариата(«апокризиар» в то время — титул папского представителя в Византии) и после основания вслед за этим еще шести монастырей в своей сицилийской латифундии, он в 587 г. отказался от всего своего имущества и окончательно посвятил себя монашеской жизни. Об аскетическом духе свидетельствуют также и его письменные произведения, часть из которых в средневековье получила широчайшее распространение и имела огромное влияние на умы (например, его «Пасторское правило» для клира, его проповеди, более 800 писем). Показательно сравнение Григория с Иоанном Постником (595 г.), который как епископ Константинополя присвоил себе звание «вселенского патриарха». Само по себе это звание не было новым. Как выражение достоинства патриарха столицы империи, который стоит на высшей ступени по сравнению с Александрийским и Антиохийским патриархами, оно встречало терпимое отношение даже в Риме и у Григория — в противоположность отношению Льва Великого. Но этот же титул мог также пониматься и в значении «episcopus universalis», что заключало в себе недопустимое ограничение римского примата. Григорий протестовал против этого в своих посланиях к патриарху Иоанну. В них он высказывает свои притязания на примат апостольского служения Петра и одновременно отвергает титул «episcopus universalis» как выражение неправедного самовозвеличения и отсутствия любви. В противоположность византийской практике, вполне в духе первого Послания Петра (5, 1-3) и верный своим требованиям к собственному клиру («более служить, чем властвовать!»), Григорий именовал себя «Servus servorum Dei» (раб рабов Божиих).
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |