|
Персоналии мистики испанскиеМИСТИКИ ИСПАНСКИЕ — этим понятием принято объединять нек-рых представителей исп. клира 16 в.: религ. писателя, францисканца Франсиско де Осуну (?—ок. 1540); религ. мыслителя и выдающегося проповедника, доминиканца Луиса де Гранаду (1504—1588); поэта и переводчика августинца Луиса Понсе де Леона (ок. 1528— 1591); наставника ордена босоногих кармелиток, крупнейшего поэта исп. Возрождения Хуана де ла Круса (1542—1591); выдающегося деятеля исп. Реформации, основательницу ордена босоногих кармелиток, религ. писательницу и поэтессу Терезу деХесус (1515—1591) (см. Тереза де Авила). Феномен М. и. родился на пересечении нескольких традиций; гуманистич. идей Эразма Роттердамского, особенно популярных среди рядовых деятелей исп. клира; петрарки-стской любовной лирики, получившей новую жизнь в условиях запоздавшего исп. Возрождения; критического восприятия Вульгаты и попыток создания исп. текста Библии (за перевод Песни Песней Луис де Леон провел пять лет в вальядолидской тюрьме); наконец, христ. неоплатонизма, идущего от Псевдо-Дионисия Ареопагита через Иоанна Скота Эриугену к Бонавентуре, духовным сыном к-рого считал себя Франсиско де Осуна. В целом творчество М. и. можно рассматривать как теологич. извод неоплатонически ориентированного европ. Возрождения. Для М. и. характерна повышенная соц. активность: Тереза де Хесус основала монастыри нового, созданного ею ордена в Малаге, Севилье, Сеговии и Вальядолиде; Луис де Гранада с разрешения Филиппа II свободно проповедовал по всей Испании; Луис де Леон в разное время возглавлял кафедры схоласт, теологии, Св. Писания и нравств. философии (ун-т Саламанки). В то же время М. и. терпели гонения за неортодоксальность воззрений: Луис де Леон был обвинен в «иудаистской» интерпретации текстов Писания и лишился кафедры; Луис де Гранада спасался от инквизиции в Лиссабоне; реформе Терезы де Хесус всеми силами мешали доминиканцы. Однако достижения М. и. незадолго до их смерти или сразу после нее были признаны вершинами нац. культуры. Специальными энцикликами Бенедикта XIII и Павла V Хуан де ла Крус и Тереза де Хесус были провозглашены святыми. Луис де Гранада был объявлен крупнейшим после Маймонида исп теологом, новатором исп. литературного языка. Для творчества М. и. характерно интимно близкое восприятие символов веры (беспрецедентна в этом отношении книга Луиса де Гранады «Введение в символ веры», 1582); определенные симпатии к восточной мистике, особенно суфизму («Черная ночь души моей» Хуана де ла Круса, 70-е гг. 16 в.; трактат Луиса де Гранада «Путеводитель грешников», 1574); представление о собственном жизненном опыте как о мистич. восхождении к богу (автобиография Терезы де Хесус «Книга ее жизни», 1562— 1565); идея эротического богопознания и саморастворения в Боге, экстатическое переживание церковных таинств («Духовная азбука» Франсиско де Осуны, 1554; поэма «Восхождение на гору Кармело» Хуана де ла Круса); определенный интерес к общеевроп. мистич. традиции (в 1555 Луис де Гранада перевел на исп. «О подражании Христу» Фомы Кемпийского). М. и. оказали огромное влияние на европ. культуру Нового времени: на живопись Эль Греко, поэзию англ. школы «метафизиков» (Дж. Донн, Дж, Герберт), франц. теологию (Фенелон, Ж Боссюэ}, русскую религ философию 19- 20 вв. (Е. П. Бла-ватская, Д. С. Мережковский, Н. А, Бердяев), латиноамериканскую поэзию 20 в. (Г. Мистраль, С. Вальехо, X. Лесама Лима). Произведения М. и. по сей день входят в обязат. программу катол. ун-тов Европы и Америки
Лит-ра.
Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству // Вера и разум, 1888, № 3, С. 216-236; № 7, С. 495-508; № 8, С. 537-554.
Теги: католицизм, мистика Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |