КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Фома Аквинский

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas) (1225—1274) — ср.-век. философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Род. в Акуино (Италия). Сын графа Ландольфо Аквинского. Воспитывался и учился в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино, затем в Неаполе. В 1244 вступил в орден доминиканцев. Образование завершил в Париже, где учился у Альберта Великого. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. С 1257 — доктор теологии. В 1269—72 гг. возглавил в Парижском университете борьбу против Сигера Бра6антского и сторонников аверроизма. Осн. соч.— «Сумма теологии» (не окончено) и «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников». Стремился дать философское обоснование катол. вероучению, примирить веру со знанием, осмыслив с христ. позиций наследие Аристотеля. По Ф.А., вера не противоречит разуму, т к. и то и другое истинно. Если выводы разума противоречат Откровению, то это лишь говорит о неправильном ходе рассуждения. Догматы веры разделяются на рационально постижимые, которые можно объяснить средствами как теологии, так и философии (существование Бога, бессмертие души и др.), и рационально не постижимые (сотворенность мира, Троичность Бога, догмат первородного греха). Последние являются предметом только веры и теологии, они сверхразумны и недоступны логике. Религ. догматы и принципы разума не зависят друг от друга. Теология использует философию для того, чтобы сделать истины Откровения более доступными для человеческого разума («философия - служанка теологии»).

Ф. А. также утверждал принцип примата разума над волей. Воля человека свободна. Совершенное познание, как и совершенное блаженство, состоит в созерцании Бога, что возможно лишь в раю или в состоянии религ. экстаза. В основе человеч. добродетели лежит «естественный закон», который находится в сердце каждого и требует избегать зла и творить благо. Целью человека является достижение загробного блаженства, добродетельная жизнь — средство для его достижения. Без содействия Божеств. благодати нельзя достичь блаженства. Все виды власти на земле — от Бога. Главная задача гос. власти - в содействии общему благу, в заботе о сохранении мира и справедливости в об-ве. Как и Аристотель, Фома Аквинский из всех форм гос. власти предпочитал монархию. При этом он считал, что народ имеет право свергнуть несправедливого и жестокого правителя. Церковная власть выше власти монарха. Все земные государи должны повиноваться папе римскому, власть которого от Христа. Филос.-теологич. система Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодоксальной схоластики и с 14 в. была ведущим направлением катол. философии. Фома Аквинский получил титул «ангельского доктора», а также «всеобщего наставника» и «князя схоластов». Канонизирован в 1323 г.; в 1567 г. был признан «пятым учителем Церкви» наряду с крупнейшими авторитетами. В энциклике Льва ХШ «Этерни патрис» (1879) филос. система Фомы Аквинского была признана «единственно истинной философией католицизма», став основой неотомизма.

 

Лит-ра.

 

Минкявичус Я. В. Современный католицизм и его философия. Вильнюс, 1965. (неотомизм).

 

 

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)