КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Франциск Ассизский

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (лат. Franciscus Assisiatus, итал. Francesco dAssisi) (1182—1226) — итал. религ. деятель. Наст. имя — Джованни Бернардоне). Род. в Ассизи (Умбрия), в семье торговца тканями.

В 1206 г., отказавшись от богатсгва и наследства, ушел из дома и посвятил себя проповеди «святой бедности» как совершенной формы любви к Богу. Став странствующим проповедником, живущим за счет подаяния, Франциск в 1207—1209 вместе с несколькими своими последователями основал братство миноритов («меньших братьев») и составил его первоначальный устав, предусматривавший обеты бедности, целомудрия и послушания. После утверждения устава папой Иннокентием III братство было преобразовано в орден францисканцев, к-рый вскоре уже насчитывал тысячи приверженцев. Огромный моральный авторитет Ф. А., к-рого называли «зерцалом Христа», притягивал к нему множество людей. Как странствующий проповедник Ф. А. побывал в Испании, Юж. Франции, участвовал в крестовом походе 1219 г. в Египет, где пытался обратить в христианство султана. Вернувшись в 1220 г. в Италию, он отошел от руководства орденом. Последние годы жизни он провел в уединенных молитвах на горе Альверно (Апеннины), где, по преданию, ему явился ангел, после чего на руках и ногах Ф. А. открылись стигматы. (Стигмы, стигматы (греч. Stigma, stigmatos - укол, рубец, пятно, знак) - покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей в тех местах, где у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей). Умер в Ассизи.

Духовная радость - отличительная добродетель францисканства; члены ордена призваны «растрогать сердца людские», чтобы приблизить их к Богу. Проповедь Франциска была проникнута добротой и бодростью, приближала ее к народной среде. Для мировосприятия Ф. А. характерно гармоническое видение Вселенной, одухотворение природы, ощущение своей неразрывной связи с ней. Образ Ф. А., то кротостью усмиряющего свирепого волка, то проповедующего «сестрам ласточкам» и «братьям цветам», отпускающего на волю пойманную рыбу или попавшего в капкан зверька, отражен в бесчисленных сказаниях. Систематического изложения своего учения Ф. А., чуждый всякой книжности, не оставил. Ему принадлежат сочинения «Похвала добродетели» и «Похвала Богу», а также ряд поэтич. произведений, в т. ч «Кантика брата Солнца, или Похвала творению» — гимн, славящий не только Бога, но и все созданное Им. Среди катол. святых Франциск Ассизский — один из наиболее почитаемых. Канонизирован в 1228. С 1939 считается покровителем Италии.

Франциск Ассизский — один из самых самобытных образов, какие знает история: он был совершенно чужд среде, из которой вышел, и стал таким, каким мы его знаем, исключительно действием благодати и в силу своего особого душевного склада. Франциск — величайший святой средневековья. Все в нем просто, истинно и значимо; он всем понятен, он настолько преисполнен любви, что и по сей день весь мир, как католический, так и некатолический, в восхищении склоняется перед ним.

Франциск родился в 1182 г. в семье богатого торговца тканями. Он хотел стать рыцарем, и он стал им. Но вместо служения земному господину он стал рыцарем Иисуса Христа; и как мирской рыцарь следует за своим господином, так шел он за своим божественным Хозяином: послушный Его слову, буквально, без мудрствования; рыцарская верность — главная черта его веры. Его называли «Poverello» (Беднячок), потому что подобно тому, как другие рыцари избирают себе земную даму сердца, он сочетался браком с «дамой Нищетой».

Пленение, а прежде всего — тяжелая болезнь привели его к столь возвышенному пониманию жизни. Он услышал голос, исходивший от распятия в часовне в Сан-Дамиано и сказавший ему: «Франциск, иди и восстанови дом Мой, который, как ты видишь, совершенно разрушился». Он понял эти слова буквально и восстановил часовню своими руками.

Он увидел прокаженных; заставил себя остаться с ними и служить им. И тогда произошло следующее: «Горькое (отнюдь не теряя своей горечи) стало ему сладким». В его жизни произошло великое событие: во время мессы при чтении Евангелия он услышал повеление Иисуса Своим ученикам: жить в нищете и проповедовать покаяние. Это определило дальнейшую судьбу Франциска. В буквальной верности, без всяких «если» и «но», этот наказ должен быть исполнен: ничем не владеть и проповедовать. Идеал св. Франциска — нищета — был поставлен на службу идее Царствия Божия, попечению о душах. Его отец, богатый купец Бернадоне, не мог перенести того, что его сын раздарил все, чем он владел, и прогнал его. Ответ Франциска был: «Теперь я тем более могу молиться: "Отец наш, сущий на небесах"».

В 1209 г. Франциск с двенадцатью спутниками, объединившимися вокруг него, явился в Рим к папе Иннокентию III. Папа благословил Франциска на его труды и утвердил первоначальный проект устава будущего ордена. Но Франциск не нуждался в сложном «уставе», но хотел одного: жить по Евангелию.

После того как генеральный капитул быстро выросшего братства в 1219 г. организовал миссионерскую деятельность, Франциск отправился на Восток (где к его словам прислушался султан, но в целом попытка миссионерства не была по-настоящему успешной). Но впоследствии францисканцы стали миссионерским орденом.

Возвратившись, из Палестины, Франциск защитил христианскую свободу меньших братьев (миноритов). В 1221 г. он дал им устав. Там было требование «оставить мир», жить по Евангелию. Обеты заключались в необходимости послушания, бедности и целомудрия. Этот устав в 1223 г. был заменен окончательной редакцией, которая была утверждена папой. В его подготовке принимал участие кардинал Уголино (впоследствии — папа Григорий IX). Уголино осуществил изменения, необходимые для преобразования братства в монашеский орден. Был введен новициат. Тем самым возникла необходимость в определенном месте, где было бы возможно проходить обучение и испытание, и теперь у братьев появились церкви и постоянные места проживания. Но пока Франциск был жив, они слышали его строжайшее предостережение, что им можно пребывать там только в качестве гостей, временных пришельцев и странников.

Франциск не стал священником; он считал себя недостойным этого, поэтому остался диаконом. В 1224 г. Франциск заболел; он страдал ужасными болями. Во время этих испытаний, на Алверне у него в 1224 г. появились знаки ран Господних (стигматы). Вскоре после этого он сочинил преисполненную хвалы и благодарности Песнь Солнцу.

Франциск скончался 3 октября 1226 г. Уже спустя два года после его смерти папа Григорий IX причислил Франциска к лику святых.

 

Лит-ра.

 

Франциск Ассизский (рассказано Е. П. Свешниковой). М. 1886.

Барин Арвед. Франциск Ассизский. Спб. 1910. «Всеобщая библиотека», № 99).

Сабатье П. Жизнь Франциска Ассизского. М. 1895.

Пименова Э. К. Франциск Ассизский. Его жизнь и общественная деятельность. Спб. 1896.

Венгерова З. А. Литературные характеристики. Спб. 1897. Глава 1 «Франциск Ассизский».

Жебар Эмиль. Мистическая Италия. Спб. 1900, гл. 3 и 5.

Герье В. И. Франциск Ассизский, апостол нищеты и любви. М. 1908.

Сказания о бедняке Христовом (Книга о Франциске Ассизском). М. 1911.

Книга о св. Франциске. Спб. 1912.

Цветочки святого Франциска Ассизского. М. 1913.

Франциск Ассизский. М. 1915.

Стикко Мария. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990.

Честертон Г. К. Вечный человек. М. 1991.

Брандштеттер Р. Ассизские хроники. М. 1999.

Сто великих людей, кн. 6. Блаженный Августин, Бернард Клервоский, Франциск Ассизский. Спб. 1894. (Издание А. С. Суворина. Серия «Дешевая библиотека», № 266).

 

 

 


Теги:  католицизм
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)