|
Персоналии Василий КесарийскийВасилий Кесарийский (Василий Великий), свт. – знаменитый христианский богослов, основоположник неоникейства. В. К. родился в 329/330 г. в Кесарии Каппадокийской в большой состоятельной семье. Его отец, св. Василий, был профессиональным ритором; мать, св. Эммелия, происходила из благородного каппадокийского рода. Братьями В. К. были, в частности, Григорий еп. Нисский (см. Григорий Нисский) и Петр еп. Севастийский. Особенное влияние на развитие В. К., помимо родителей, оказала сестра Макрина и бабка, св. Макрина Саршая. В Кесарии В. К. посещал грамматическое училище, где впервые встретился с Григорием (см.: Григорий Назианзин), впоследствии его ближайшим сподвижником по неоникейскому движению. После училища В. К. поехал продолжать образование в Афинской Академии (350–351 гг.), где изучал главным образом риторику и софистику. После окончания Академии В. К. и его другу Григорию было предложено остаться в ней в качестве преподавателей риторики. В. К.уговорил Григория остаться, сам же, вероятно втайне, уехал из Афин (355 г.), после чего короткое время был учителем риторики в Кесарии (355–356 гг.). Ок. 356 г. В. К. был крещен и вскоре посвящен в чтецы еп. Дианием Кесарийским. Сопровождая Евстафия Севастийского, В. К. предпринял путешествие по монашеским поселениям Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта (весна–лето 356 г., лето–сень 357 г.), по причине проблем со здоровьем задержавшись в Александрии. После возвращения в Кесарию, В. К., вдохновленный идеалами монашества, уединился в своем фамильном поместье в Аннеси, в окрестностях Понта, на берегу реки Ирис. 27 сентября 359 г. был собран собор в Селевкии, на котором В. К. присутствовал вместе с Василием Анкирским, Евстафием Севастийским и свт. Кириллом Иерусалимским. В первых числах января 360 г. собрался Константинопольский собор, отмеченный триумфом омиев. На этом соборе Василий имел дебаты с Аэцием и, возможно, с Евномием, что сподвигло его немного позднее к написанию трактата «Против Евномия». Константинопольский собор издал формулу, выражающую омийскую позицию; эту формулу подписал епископ Василия, Дианий Кесарийский, и В. К. из-за этого порвал с ним отношения. В 361 г. Василий и Григорий опять соединились в Аннеси. Они занимались аскетическим деланием и литературной деятельностью. Василий организовал общежительные монашеские братства; для них он написал свои «Кратко» и «Пространно изложенные правила». Братства представляли собой объединенные общим распорядком жизни мужские и женские общины, имеющие общее руководство. Основываясь на представлении об общественной природе человека, Василий рассматривал общежительные братства христиан, связанных обетами аскезы, как воплощение нормы христианской жизни. В 362 г. умер, примирившись с Церковью, еп. Дианий Кесарийский, и Василий присутствовал на его похоронах. После смерти Диания епископом на Кесарийскую кафедру был избран из мирян Евсевий. Нуждаясь в опытном и влиятельном помощнике, Евсевий в 364 г. рукоположил В. К. в пресвитеры. Вскоре между ними произошел разрыв и В. К. удалился сначала к Григорию в Назианз, а затем на Понт. Около 364 г. В. К. пишет первые три книги трактата «Против Евномия» с целью опровержения доктрины неоариан. В октябре 365 г. над Кесарией нависла угроза визита покровительствующего неоарианам императора Валента, и насаждения там арианства. Это заставило еп. Кесарии Евсевия обратиться к Василию; Василий вернулся в Кесарию. Во время голода, грозившего этому городу, он убедил состоятельных граждан делиться продовольствием и сам продал часть своего имущества, устроив для голодающих бесплатные столовые. После смерти Евсевия в 370 г. В. К. был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. Умер В. К., по всей видимости, осенью 378 г., не дожив до триумфа неоникейства на II Вселенском соборе. Важнейшими сочинениями В. К., помимо отмеченных, являются «О Святом Духе», «Беседы на Шестоднев», «Нравственные правила». К началу 370-х гг. около В. К. стала образовываться партия т.н. неоникейцев, желавшая восстановления статуса Никейского символа, но использовавшая современный времени богословский язык. Важнейшим вкладом В. К. в раскрытие православного триадологического учения является то, что он способствовал совмещению языка «единосущия», заявленного в Никейском символе веры и развиваемого свт. Афанасием Александрийским, и языка «трех ипостасей» Троицы, каждой из Которых соответствует «ипостасная особенность», – заимствованного В. К. у подобосущников. Кроме этого, В. К. обновляет терминологический аппарат никейского богословия, введя понятие «тропоса (способа) существования»: Каждой ипостаси Святой Троицы соответствует свой способ существования. Еще одно важнейшее положение, введенное В. К. и ставшее отличительным признаком неоникейского богословия, состоит в утверждении «горизонтального» способа общности Лиц Троицы, понимаемого наподобие общего для индивидов вида (для обозначения общности здесь говорится о «логосе сущности», или «бытия»), в то время как в докаппадокийском богословии нормативной была речь об общности Отца и Сына, исходящая из представления о рождении Сына Отцом, что подразумевает «вертикальное» понимание общности. Литература: Важнейшие переводы: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1-7. М., 1845–1849 (новый исправленный перевод МДА: Сергиев Посад, 1900–1902); Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М., 2008-2009; Святой Василий Великий. Гомилии на Шестоднев / Пер. О. Нестеровой // Символ. № 36. 1996; Basile de Césarée. Contre Eunome / Introd., trad. et notes de B. Sesboüé, S. J., avec la collab. pour le texte et l'introd. critiques de G. M. de Durand, o. p., et L. Doutreleau, S. J. Paris: T. 1, 1982; Т. 2, 1983. (Sources chrétiennes 299, 305); Basile de Césarée. Sur le Saint Esprit / Ed. B. Pruche, Paris, 1968. (Sources chrétiennes 17bis.); Saint Basile. Lettres / Ed. Y. Courtonne. Paris: 1, 1957; 2, 1961; 3, 1966. Исследования: Бирюков Д. С. Тема описания человека через “схождение особенностей” у свт. Василия Кесарийского и ее церковно-исторический и историко-философский контекст // Богословские труды. 42, 2009; Шуфрин А. М. Развитие понятия “ипостась” у св. Василия Великого // Проблемы теологии. Вып. 3. Ч. 2 / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2006. [Пер. Д. И. Макарова по изд.: Choufrine A. The Development of St. Basil’s Idea of “Hypostasis” // Studi sull’Oriente Cristiano. 7:2, 2003] Drecoll V. Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea. Göttingen, 1996; Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic / Ed. P. Fedwick. Toronto, 1981; Rousseau Ph. Basil of Caesarea. Berkeley, 1994. Теги: христианство, Византия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. |