|
Персоналии Григорий АкиндинГригорий Акиндин (ок. 1300 – ок. 1348) – поздневизантийский богослов, антипаламит; признан Православной церковью в качестве еретика. Жизнь. Г. А. родился в г. Прилап (современная Македония). Перебравшись в Фессалоники (не ранее 1314 г.), там он получил светское образование. Затем Акиндин изучал богословие и философию. Он был учеником филолога Фомы магистра, Григория Вриенния и, возможно, Максима Плануда. После того как Г. А. закончил свое обучение, он преподавал риторику детям богатых родителей в г. Веррии. Там он ок. 1326 г. познакомился со свт. Григорием Паламой, которого, вероятно, избрал своим духовным отцом. После того, как свт. Григорий Палама вернулся на Афон, туда прибыл и Г. А. Он пробыл на Афоне какое-то время, но, несмотря на содействие свт. Григория, так и не был принят ни в один из монастырей. После Афона Г. А. направился в Фессалоники, а затем в Константинополь, где принял монашеский постриг. Затем он опять вернулся в Фессалоники и, в конце концов, окончательно перебрался в Константинополь (конец 1333 – начало 1334 г.). В Константинополе Акиндин попал в ближайшее окружение патриарха Иоанна XIV Калеки. Он стал духовником царицы Ирины (Евлогии) Хумнены. Еще ок. 1326–1327 г. Г. А. познакомился в Фессалониках с Варлаамом Калабрийским и между ними возникла дружба. Во время полемики Паламы с Варлаамом, касающейся переговоров последнего с латинянами, Г. А. выступал в качестве посредника и примирителя между ними. Когда начался второй этап противостояния между Паламой и Варлаамом Калабрийским, представляющий собой полемику вокруг исихастов и практики исихазма, Акиндин вновь занял примирительную позицию. Тем не менее, когда Варлаам, обвиняя Паламу в ереси, спровоцировал расследования в отношении его учения, Г. А. поддержал Паламу. Когда по доносу Варлаама патриарх послал в Фессалоники грамоту с требованием доставить в Константинополь Паламу для расследования его учения, как защитника исихастов, и его деятельности на Афоне и в Фессалониках, Г. А.уговорил Калеку избежать того, чтобы Палама был насильно доставлен в столицу, и послать другое письмо, которым свт. Григорий был вызван в Константинополь. Прибыв туда (январь 1340 – декабрь 1341 г.), Палама остановился у Акиндина. В ходе общения Г. А. убедился, что свт. Григорий Палама допускает возможным говорить о низшем Божестве – Божественной энергии, и высшем Божестве – Божественной сущности, имея в виду различение в Боге энергий и сущности. Тогда, согласно изложению событий самим Г. А., он взял со свт. Григория слово, что тот удалит из своих сочинений сомнительные, по мнению Г. А., выражения, а тот, в свою очередь, поможет Паламе победить Варлаама. На соборе, состоявшемся 10 июня 1341 г., Варлаам был осужден, а позиция Паламы поддержана. После собора Г. А. стал обвинять Паламу, что тот не исполнил данное ему обещания, и обличать его в том, что он продолжает учить о различении в Боге сущности и энергий, т. е., по мнению Г. А., о двух различных Божественностях из чего следовало, по мнению Г. А., многобожие. Несколько раз между ним и свт. Григорием Паламой имели место публичные дискуссии. В связи заявлениями Акиндина в июле 1341 г. был собран собор, на котором Г. А. был осужден. В сентябре 1342 г.– начале 1343 г. Г. А. по поручению патриарха написал два сочинения – «Большое» и «Малое опровержение Диалога православного с варлаамитом» (диалога свт. Григория Паламы). «Большое опровержение» состоит из четырех трактатов, в которых систематически опровергается соответствующий диалог Паламы; «Малое опровержение» представляет собой построчные комментарии к этому диалогу. В марте-апреле 1343 г. Г. А. составил свою «Речь к Иоанну Калеке», в которой была представлена антипаламитская версия споров вокруг учения Паламы и которая могла послужить оправданием антипаламитской политики Калеки. В ноябре 1344 г. Г. А. был рукоположен в диаконы; в будущем патриарх намеревался сделать его епископом. Рукоположение Г. А. вызвало большое недовольство у императрицы Анны Савойской. Акиндин был арестован, но освободился, и был рукоположен во иереи. Когда положение Калеки ослабло императрица Анна попросила Г. А. и свт. Григория Паламу предоставить исповедание веры. На соборе 1347 г. Иоанн Калека был низложен, а в отношении Г. А. был подтвержден приговор собора 1341 г. о его осуждении. После этого Г. А. удалился в изгнание, где вскоре и умер. На соборе 1351 г. Г. А., уже после его смерти, был анафематствован. Учение. Для Акиндина было неприемлимо то презрительное отношение к молитвенному опыту афонских монахов, выразителем которого был Варлаам. Он не был знаком с психофизическими приемами, которые практиковались некоторыми исихастами на Афоне, и не отстаивал вместе с Паламой их правомерность, но считал необходимым практиковать заключение ума в Иисусову молитву. Однако Акиндин не принимал позиции исихастов и свт. Григория Паламы об «ощутительном» восприятии Божественной благодати. Подобную позицию, вслед за Варлаамом, он считал мессалианской; эта позиция в представлении Акиндина была ошибочной и потому, что она была неразделимо связана с учением Паламы о двух Божественностях – высшей и низшей (энергиях), могущей быть воспринятой чувственно. Согласно Г. А., Фаворский свет, в отличие от того, что утверждал Варлаам, не только тварен, и, в отличие от того, чему учил Палама, не только нетварен. Поскольку Фаворский свет исходил на Фаворе от Христа, а Христос – двуприроден, то также и свет Фаворский является двойственным – одновременно тварным и нетварным. Апостолы на горе Фавор созерцали не само Божество, которое само по себе не воспринимаемо, но нечто тварное, что они были способны воспринять. Божественность Христа, явленная апостолам на Фаворе, сама по себе является нетварной, но апостолы видели не саму ее, но могли воспринять ее постольку, поскольку имел место факт воплощения. Г. А. считал, что обожение человека происходит через тварную благодать, являющейся инструментом для нетварной, – Кровь Христову, благодаря которой происходит наше искупление. В противовеч утверждению Паламы о том, что в Евхаристии человек причащается «низшей Божественности» – Божественных энергий, а не Божественной сущности, Акиндин делал акцент на причастности в Евхаристии Божественной сущности. В целом, тогда как Палама утверждал о том, что Божественная сущность непричаствуема, в то время как Бог причаствуем в своих энергиях, Г. А., не принимая учение о различии в Боге между сущностью и энергиями, настаивал на причаствуемости Божественной сущности для всего сущего. Согласно Г. А., Божественная сущность является одновременно и причаствуемой, и непричаствуемой, причем, причаствуется она в разной мере различными видами тварного сущего. Способ сущностной непричастности Божества – таинственен; причастен же Бог по сущности всему не разделяясь на части, пребывая всецело во всем и всецело сверх всего. Согласно Г. А., энергия в Боге неотделима от Божией сущности; иногда он делал акцент на единственности энергии, неотличимой от Божественной сущности, а иногда говорил о множестве сущностных сил и энергий. От нетварной незримой и непознаваемой Божественной энергии Акиндин отличал тварные проявления Бога в мире. Только имея в виду тождественность нетварной энергии и Божественной сущности, по Г. А., можно говорить о нетварной энергии Бога, не впадая в многобожие. Критиковал Г. А. и позицию свт. Григория Паламы в плане учения об исхождении Святого Духе и о Пятидесятнице. В то время как Палама, следуя парадигме, заданной Григорием Кипрским, в своих антилатинских сочинениях учил о вечном воссиянии Святого Духа через Сына (эта тема тесно связана в богословии свт. Григория с учением о Божественных энергиях), и о даровании Сыном даров Святого Духа апостолам в Пятидесятницу, Г. А. утверждал, что если бы посылание Сыном Божиим Святого Духа в Пятидесятницу являло бы предвечное воссиявание Духа от Сына, то тварные и заключенные в сферу времени люди стали бы нетварными и совечными Богу, что, по его мнению, абсурдно. Согласно Г. А., схождение Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу есть только символ и указание на природную связь, т. е. единосущие между Святым Духом, Словом Божиим и Богом-Отцом. Литература Издания и переводы: Candal M. La Confesión de fe antipalamítica de Gregorio Acíndino // Orientalia Christiana Periodica. 25, 1959. Gregorius Acindynus. Refutationes duae operis Gregorii Palamae cui titulus Dialogus inter Orthodoxum et Barlaamitam // Nunc primum editae curante Juan Nadal Cañellas. Turnhout, Leuven, 1995. Turnhout, 1995. (Corpus Christianorum. Series graeca 31). Letters of Gregory Akindynos / Greek text and English transl. by A. C. Hero. Washington, 1983. Григорий Акиндин. Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже царице // Монах Давид Дисипат. Полемические сочинения. История и богословие паламитских споров / Под общ. ред. А.И. Солопова; науч. ред. Д.С. Бирюков; сост. Д.А. Поспелов; пер. с древнегреч. З.А. Барзах, А.И. Волчкевич, А.В. Маркова, Д.А. Поспелова, Д.А. Черноглазова. Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2012. – (Византийская философия. Т. 9; Smaragdos Philocalias). Исследования: Hero A. A Woman's Quest for Spiritual Guidance: The Correspondence of Princess Irene Eulogia Choumnaina Palaiologina. Brookline MA, 1986. Nadal Cañellas J.-S. Denys l’Aréopagite dans les traités de Grégoire Akindynos // Denys l’Aréopagite et sa postérité en Orient et Occident. Actes du colloque international, Paris, 21–24 septembre 1994 / Éd. Y. de. Andia. Paris, 1997. Pp. 535–564. (Série Antiquité 151). Nadal Cañellas J. Gregorio Akindinos, ¿eslavo o bizantino? // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 27, 1990. Nadal Cañellas J. Gregorio Akíndinos // La théologie byzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. T. 2. Sinkewicz R. Е. A New Interpretation for the First Episode in the Controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas // The Journal of Theological Studies. 31, 1980. Барабанов Н. Д., Коновалов А. В. Григорий Акиндин и Варлаам Калабрийский: метаморфозы отношений // Античная древность и Средние века. 30, 1999. Бирюков Д. С. Григорий Акиндин // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias). Коновалов А. В. "Мессалианин" Григорий Палама и "православный" Григорий Акиндин: святой глазами еретика. // Мир Православия. 4, 2002. Рр. 113–124. Морозова К. И. Григорий Акиндин: диалог с колеблющимся // Античная древность и Средние века. 30, 1999. Сс. 303–307. Морозова К. И. Григорий Акиндин и патриарх Иоанн XIV Калека // История Церкви: изучение и преподавание. Екатеринбург, 1999. Сс. 296–301. Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. III. Афон монашеский. Судьба его с 811 по 1861 г. Отд. II / Под ред. П. А. Сырку. СПб., 1892. Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности // Он же, Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 20012. Теги: христианские ереси, православие, Византия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. |