|
Персоналии ЕвномийЕвномий – христианский богослов, лидер аномейства, ил неоарианства; Православной Церковью признается в качестве еретика. Е. родился в 20-х гг. IV в. Будучи юношей, он учился на переписчика. После смерти родителей Евномий, желая изучать риторику, отправился в Константинополь, а затем – в Антиохию, оттуда он был послан Секундом Птолемаидским в Александрию для того, чтобы быть секретарем и учеником арианина Аэция. После смерти имп. Галла Аэций с Евномием вернулись в Антиохию, где сдружились с епископом Антиохии Евдоксием. После Константинопольского собора 359 г. имп. Констанций отправил Аэция в ссылку. К этому собору Евномием была написана его «Апология». В «Апологии» Евномия, так же как в «Синтагматионе» Аэция, был заявлен новый, по преимуществу рационалистический подход в русле арианского движения. Вскоре отношение Констанция к арианам переменилось и Евномий стал епископом Кизическим. Принимая епископство, Евномий взял с Евдоксия слово возвратить Аэция из ссылки и походатайствовать об отмене определения относительно его низложения. Из того, что Евдоксий не выполнил этого обещания и из-за недовольства взглядами Евномия его паствы, он покинул Кизик и основал собственное церковное сообщество. Во время царствования имп. Юлиана, Аэций пытался примириться в Константинополе с церковными иерархами, однако эти попытки не удались и Евномий с Аэцием стали самостоятельно рукополагать епископов для своей юрисдикции. В конце 370-х гг. Евномий, в качестве ответа на сочинение свт. Василия Великого «Против Евномия», которое тот написал в качестве опровержения Евномиевой «Апологии», стал издавать книги своей «Апологии на Апологию». Этот трактат Евномия сохранился лишь во фрагментах (как правило, небольших) или в пересказе в сочинениях свт. Григория Нисского «Против Евномия» и «Опровержение Евномия». Евномий начал издавать книги своей второй апологии примерно четверть века спустя после издания свт. Василием своего сочинения; первые книги стали появляться около времени смерти свт. Василия Кесарийского – в самом конце 370-х гг. После смерти императора Валенса в 378 г. Евномий был вызван в Константинополь, где представил символ веры, в результате чего император Феодосий издал декрет относительно его извержении из Церкви. Евномий умер около 396 г. Что касается движения, которое он возглавлял, то есть вероятность, что евномианские общины существовали до сер. VIII в. Отличие неоариан от остальных церковных партий того времени в литургическом отношении проявилось в том, что у неоариан практиковалось крещение в одно погружение, символизирующее смерть Христову. С этим связан и тот факт, что когда в правилах II Вселенского собора говорится о чине принятия из ереси, утверждается, что ариан необходимо принимать только через миропомазание, евномиан же – «как язычников», через полный чин оглашения и крещение. Доктрина Евномия основывается на противопоставлении Бога как Высшего начала, не имеющего причины для Себя, и того, что произведено, которое вследствие самого факта его произведенности, обусловленности его бытия определенной причиной, не может иметь способ существования такой же, как его Первопричина. Чтобы выразить эту уникальность бытия Высшего начала Евномий, вслед за своими предшественниками Астерием-софистом и Аэцием, делает упор на нерожденной сущности этой первой причины. Специфичность способа бытия Бога, согласно Евномию, обусловливает тот факт, что произведенное Им должно существовать вне Его природы, т. к. в противном случае либо свойство нерожденности должно было бы перейти на Его порождение, что невозможно, либо нерожденный должен был бы принять свойство произведенности, таким образом, перестав быть Богом, что также невозможно. Так как Бог прост, нерожденность является единственной Его существенной характеристикой, и какая-либо общность сущности с кем-либо лишала бы Его и божественности, и простоты. Соответственно, простота Бога предполагает, что Его действие (энергия) является внешней по отношению к Его сущности, имеет волевой характер и, в противовес вечной сущности Бога, имеет начало и конец во времени. Христос, или Единородный, – произведение Божиего действия, Он пришел в бытие во времени и обладает инаковой Богу сущностью, т. е. тварен. Он – единственная, уникальная тварь, произведенная непосредственно Богом, остальной же мир был сотворен Единородным согласно с волей Бога, поэтому Христа можно называть Единородным Богом и Он не равен по чину остальной твари. Третьим по порядку в триаде Евномия является Дух, произошедший вследствие повеления Отца и действия Сына и призванный освящать творение и укреплять верных. Евномий проводит различие между двумя путями (богословского) анализа: во-первых, когда делаются выводы исходя из знания о сущностях, или, как еще говорит Евномий, – «закона природы» и, во-вторых, когда судят о природе субъекта исходя из знания о его действиях. Каждый из этих путей, согласно Евномию, приводит к пониманию, что Сын не подобосущен и не единосущен Богу. Первый – потому, что сущность Бога в том, что Он нерожденный, т. е. не имеет причины и начала для Себя, а Сына – в том, что Он есть порождение, т. е. имеет начало и причину, а значит, «нерожденное» и «порождение» не могут являться одной сущностью или обладать сущностями, подобными друг другу. Второй путь – от деяний к сущностям, согласно Евномию, демонстрирует неподобосущие и неединосущие Сына Богу на основании того, что поскольку Сын есть творение Бога, а Дух – Сына, то из этого следует, что Дух не может быть одной сущностью с Сыном, а Сын – с Богом, так же как они не могут иметь и подобные сущности. Для Евномия действие простой сущности, каковые есть сущности Бога, Сына и Духа, мыслится в контексте воли, а не естественного движения природы – т. е. как нечто внешнее по отношению к сущности, как низшее и слабейшее; а потому и произведения, “дела” этой сущности, тождественные по статусу с действиями, являются низшими и слабейшими относительно Первопричины. Согласно Евномию, Сын, будучи неподобным Отцу по сущности, подобен с Ним по воле. Поскольку энергия простой сущности может быть только «волей», и эта «воля» не способна являть сущность, подобие воления Сына волению Отца, по Евномию, заключается в том, что Сын есть исполнитель воли Отца, Его орудие. Так как Бог не действует непосредственно в мире, Сын является исполнителем Его воли в отношении тварного мира. Немалое внимание Евномий уделяет вопросам осмысления языка. В этом отношении Евномий, во-первых, настаивает на природном соответствии истинного имени и именуемого, во-вторых, указывает на методологический принцип, по которому, зная природу подлежащего, необходимо искать и находить это естественное имя, и в-третьих, развивает учение, согласно которому имена (предикаты), прилагаемые к Богу, не могут считаться имеющими статус продукта человеческой фантазии, и в качестве истинных имен, не измышленных человеком, все Божественные имена имеют одно значение, т. е. в действительности значат одно и то же – «нерожденность». В отличие от Ария, Евномий не считал, что Сын сотворен из ничего. По всей видимости, положение, согласно которому Сын не является сотворенным из ничего, в представлении Евномия связано тем, что Сын сотворен непосредственно Богом, в то время как остальная тварь создана Сыном как орудием Бога в делах творения. Согласно Евномию, Сын есть Вестник, Ангел Бога – Ангел, отличающейся по своей природе от остальных умных сил. Он есть их Творец, так же как и Творец остального мира, и, в качестве Творца, Он является Богом для тварного сущего и Ему поручено примышление о нем. Таким образом, для Евномия является актуальной парадигма: «Бог» в отношении какого-то сущего есть тот, кто его сотворил; поэтому Всевышний Бог есть Бог для Сына и мира (т. к. посредством Сына именно Он сотворил мир), и в то же время, Сын есть Бог для мира. Бога, сотворившего Сына, Евномий называл Богом в собственном смысле, Богом истинным, в то время как Сыну, согласно Евномию, свойственно имя «Бог» без прибавления: «истинный». Таким образом, в системе Евномия Христос, оставаясь по природе тварью, является Богом по имени в отношении тварного мира.
Литература Издания: Vaggione R. Some Neglected Fragments of Theodore of Mopsuestia’s Contra Eunomium // Journal of Theological Studies. V. 31, 1980; Eunomius. The Extant Works / Text and transl. by R. Vaggione. Oxford, 1987.
Исследования: Бирюков Д. С. Неоплатонические элементы в неоарианстве (Евномий и Ямвлих) // Вестник молодых ученых. 4, 2006 (Философские науки 2, 2006). Бирюков Д. С. Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и свт. Василий Кесарийский // Вестник РХГА. 8:2, 2007. Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890. Arianism after Arius. Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian Conflict/ Ed. M. Barnes, D. Williams. Edinburgh, 1993. Barnes M. Eunomius of Cizicus and Gregory of Nyssa: Two traditions of Transcendental Causality // Vigiliae Christianae. 52, 1998. Cavalcanti E. Studi Eunomiani. Roma, 1976. (Orientalia Christiana Analecta 202). Dams Th. La controverse Eunomeenne. Paris, 1952. Kopecek Th. A History of Neo-Arianism. T. II. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979. Narvaja J. Teología y piedad en la obra de Eunomio de Cízico. Rome, 2003. Vaggione R. Eunomius of Cyzicus and the Nicene Revolution. Oxford, 2000. Теги: христианские ереси, Византия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. |