|
Персоналии Никифор ГригораНикифор Григора (род. 1290/1291 или 1293/1294 г., ум. между 1358 и 1361 г.) – поздневизантийский гуманист, философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк; антипаламит. В православной Церкви признается в качестве еретика. Жизнь. Н. Г. родился в Ираклии Понтийской. Он получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна еп. Ираклийского. В юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Н. Г. был известным в Константинополе преподавателем; после того как в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и были разграблены дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/1332 г., описанном в диалоге «Флорентий» (диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В 1334/1335 г. Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; Григора, считавший, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, убедил епископов не вступать в прения с католиками. С конца 1346 г. Н. Г. начал участвовать в паламитских спорах, когда он стал нападать и писать против свт. Григория Паламы и исихастов. В 1348 г. Н. Г. публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой «Первый антирритик», направленный против Паламы. В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламитского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике г. Фессалоники. Н. Г. активно критиковал паламитов и императора (особенно в своих письмах), за что его заключили под домашний арест в монастыре Хора, где он жил. После того как в 1354 г. Константинополь захватил Иоанн V Палеолог, заточение Н. Г. закончилось. В 1355 г. имп. Иоанн Палеолог устроил публичную дискуссию между Н. Г. и свт. Григорием Паламой. В 1355/1356 г. Григора опубликовал «Второй антирритик» против Паламы. Чере несколько лет Н. Г. умер; после его смерти, если можно верить его почитателю Иоанну Кипариссиоту (см.: PG 152, 733C–736A), враги Григоры влачили его тело по улицам Константинополя. Учение. Н. Г. был выдающимся гуманистом своего времени. Он делал астрономические расчеты пасхалии и предлагал реформу юлианского календаря в духе будущего григорианского; император Андроник II хотел принять эту реформу, но не решился. Н. Г. написал два сочинения об астролябии, дописал 14–15 главы к 3-й кн. «Гармонии» Птолемея. Снискали популярность комментарии Григоры к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского, в которых кроме вопросов толкования сновидений идет речь о теории музыки; это сочинение является также важным источником по теории и практике магии в античный и византийский периоды. Н. Г. написал фундаментальный труд «Ромейская история» (состоит из 37 книг); одна часть труда посвящена истории Византии и охватывает период с 1204 по 1359 г., другая часть (кн. 30–35) посвящена богословско-философским вопросам, связанным с полемикой с Паламой. В философском отношении Григора тяготеет к Платону и платонической традиции; во «Флорентии» и других своих произведениях Н. Г. критикует Аристотеля, учение которого он хорошо знал. Согласно Н. Г., логика и силлогистика применимы только в отношении знания о чувственных вещах, но не в отношении истинной реальности; основываясь на этой позиции, Н. Г. критиковал латинян за использование силлогистики в богословии. В целом же Н. Г. был против того, чтобы имела место полемика православных с латинянами, поскольку, по мнению Григоры, эта полемика не имеет смысла: отсутствует судейская инстанция, которая могла бы вынести вердикт о правоте той или иной стороны, нет четкой терминологической базы, необходимой для ведения полемики, а основа веры у латинян и православных, по его мнению, одинакова. Одним из важнейших вопросов, представлявшим предмет полемики между Григорой и Паламой, является вопрос о статусе Божественных энергий. Н. Г. отрицал, что можно вести речь о том, что имеются нетварные Божественные энергии, отличные от сущности Бога. Согласно Н. Г., все существующее может быть либо сущностью, либо привходящим; соответственно, энергия Бога может быть либо тождественна с Божественной сущностью, либо быть внешней для нее, а значит тварной (поскольку существует либо тварное, либо нетварное). По Н. Г., об энергиях относительно Бога можно говорить в двух смыслах. Во-первых, в том смысле, что для Божественной сущности характерна высшая мера осуществленности, т. е. энергийности. Энергия в этом случае является внутренней для сущности и неотделимой от нее; у сущности и энергии один и тот же логос сущности; в мысли они различны, в реальности же тождественны. Другой смысл энергий – когда они представляют собой некие тварные действия Божии в этом мире, проявления Бога посредством феноменов тварного мира; так понимаемые энергии есть воления Божии, имеющие начало и конец во времени. Эта позиция Григоры связана с его представлением о тварности Божиего промысла, а также о существовании Мировой Души. Н. Г., тяготевший к неоплатонизму, считал, что имеется всеобщая связь («симпатия») мировых явлений, объясняемая наличием Мировой Души, которая связывает и пронизывает все части космоса. Согласно Н. Г., Божий промысел является тварным, поскольку его источником является Мировая Душа, но не собственно Высшее начало. Отрицая существование нетварных Божественных энергий, Н. Г. утверждает, что Бог присутствует в мире по Своей сущности, и сущность Божия причаствуема всем тварным сущим. По Н. Г., со Своей стороны Бог присутствует во всем равномерно – подобно тому, как осмысленная речь в равной мере направлена ко всем, способным ее услышать; со стороны же тварных сущих, то Божественная сущность присутствует и причаствуется им в разной мере: соразмерно «силе» сущих и в зависимости от расположения воли в случае умных сущих, а также в зависимости от их знания (осознания) причастности и присутствия сущности Божией в тварном мире и собственно в них самих. Согласно Н. Г., для тварного сущего несовершенство и возможность предшествует совершенству и действительности, в то время как для Бога (Божественной сущности) такое предшествование невозможно, поскольку в отношении Божества можно говорить только о совершенстве и действительности. Бог, будучи самосовершенным, приводит к совершенству и действительности расположенное к этому тварное сущее. Находясь в тварном сущем по сущности и, что то же самое, по действию (действительности), Бог приводит сущее к совершенству и осуществленности. В противовес Паламе Н. Г. утверждает, что в Боге не существует нетварной энергии, отличной от его сущности: делая акцент на полноте совершенства и действительности в Боге Н. Г. учит о Божественной энергии, понимаемой как нечто тождественное сущности Бога, будучи выражением того аспекта Божественного существования, согласно которому Бог (Божественная сущность) есть абсолютная действительность и в Нем не может быть какого-либо следа возможности.
Литература: Издания и переводы:
Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; отв. ред. Д. С. Бирюков. Афон, М., 2009. Никифор Григора. Римская история Никифора Григоры, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1 (1204–1341) / Пер. П. Шалфеева. Рязань, 2004. (Византийская историческая библиотека). [11862].Correspondance de Nicéphore Grégoras / Texte éd. et trad. par R. Guilland. Paris, 1927. Nicephori Gregorae historiae Byzantinae / Ed. L. Schopen, I. Bekker, Bonn: 1, 1829; 2, 1830; 3, 1855. Nikephoros Gregoras. Antirrhetika I / Einl., Textausgabe, Übers. und Anm. von H.-V. Beyer, Wien, 1976. (Wiener Byzantinische Studien 12). Paparozzi M. Gli Antirrhetici posteriores de Niceforo Gregoras. Milano, 1970–1971. (Diss., Univ. Cattolica del Sacro Cuore)
Исследования: Каждан А. П. Корабль в бурном море”: К вопросу о соотношении образной системы и исторических взглядов двух византийских писателей // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. Beyer H.-V. Eine Chronologie der Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 27, 1978. Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 20, 1971. Fryde E. The Early Palaeologan Renaissance (1261 – c. 1360). Leiden, 2000. Guilland R. Essau sur Nicéphore Grégoras. L’homme et L’oevre. Paris, 1926. Ierodiakonou K. The Anti-Logical Movement the Fourteenth Century // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources. Oxford, 2002. Μόσχος Δ. Πλατωνισμὸς ἢ Χριστιανισμός; Oἱ φιλοσοφικὲς προΰποθέσεις τοῦ Ἀντιησυχασμοῦ τοῦ Νικηφόρου Γρηγορᾶ, 1293–1361. Ἀθηναι, 1998. Moutsopoulos E. La notion de “kairisité” historique chez Nicéphore Grégoras // Actes du XIV Congrès international des études Byzantines. 2, 1975. Niceforo Gregora. Fiorenzo o intorno alla sapienza / Testo crit., introd., trad. e comm. a cura di P. L. M. Leone. Napoli, 1975. Theodossiou E., Manimanis V., Dimitrijević M. The Greatest Byzantine Astronomer Nicephoros Gregoras and Serbs // Zbornik matice srpske za klasiane studije. 8, 2006. Теги: христианские ереси, православие, Византия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. |