|
Персоналии ОригенОриген (ок. 185 – ок. 253 гг.) – выдающийся раннехристианский богослов. Посмертно осужден в православной Церкви как еретик. Родился в Александрии в христианской семье грамматика Леонида. По происхождению О., вероятно, был египтянином. С детства О. проявлял удивительные таланты в познании Священного Писания и светских наук. Сначала он занимался науками под руководством отца, затем – самостоятельно. Философии О. учился у некоего Аммония, может быть – Аммония Саккаса, учителя Плотина. Помимо «теоретической», для Оригена большое значение играла аскетическая сторона христианства; он мало ел и спал, часто погружался в молитву Стремление к аскезе, выразившееся в буквальном понимании слов Христа (Мф. 19, 12), привело Оригена к самооскоплению. После гонений в Александрии катехизическая школа осталась без руководства и александрийские христиане стали предлагать юному О. ее возглавить. О. много путешествовал. В начале 210-х гг. он побывал в Риме, а ок. 215 г. – в Кесарии Палестинской, где сблизился с епп. Кесарийским Феоктистом и Иерусалимским Александром, которые поручили ему проповедовать. Это вызвало неудовольствие еп. Димитрия Александрийского. Поскольку нужда в О. была и в Александрийской школе, Дионисий потребовал его возвращения в Александрию. Ок. 230 г. О. по рекомендации Димитрия Александрийского направился в Грецию, возможно, в целях диспута с еретиками. О. проезжал через Палестину, где был с радостью принят своими друзьями епп. Феоктистом и Александром. Дабы избежать неприятностей в отношениях с еп. Димитрием, имевших место ранее, из-за проповеди О. в церкви как мирянина, те рукоположили его в сан пресвитера. Однако еп. Димитрий увидел в этом нарушение прав Александрийского престола, и по возвращении О. привлек его к ответу, обратив внимание также и самооскопление Оригена, которое по церковным канонам лишало его права становиться клириком. Тогда же против Оригена было выдвинуто обвинение в отклонении от христианского учения. В 231 г. еп. Димитрий собрал собор из епископов Египта и пресвитеров Александрии, на котором О. было запрещено учительствовать и находиться в Александрии; на другом соборе в 231/232 г. было признано недействительной его пресвитерская хиротония. В результате О. удалился в Кесарию Палестинскую. Там он основал крупнейшую богословскую школу, где толковал Писание и преподавал христианскую философию. Когда в 250 г. начались гонения на христиан при императоре Декии, Ориген, будучи уже пожилым старцем, подвергся мучениям, однако выжил, но в скором времени умер от последствий мучений. Ориген, отличавшийся колоссальным трудолюбием и имевший в своем распоряжении на протяжении большей части жизни группу стенографов и переписчиков, оставил гигантское очень значительное наследие, часть из которого не сохранилась. Это наследие включает в себя как богословско-философские, так и экзегетические произведения. Важнейшими сочинениями Оригена являются следующие: первый в христианской цивилизации полноценный трактат, посвященный спекулятивному богословию, – «О началах», а также сочинения «О молитве», «Увещевание к мученичеству», «Против Цельса» (полемика с языческим философом Цельсом), толкования на Евангелие от Иоанна и Матфея. Учение Оригена, с одной стороны, значительно повлияло на последующих церковных писателей, признанных отцами Церкви, с другой стороны, неортодоксальные элементы оригеновского учения повлияли на учение последующих церковных писателей (т. н. «оригенистов»), которые были признаны еретиками и осуждены, в результате чего был осужден и сам Ориген. Согласно Оригену, Бог – благая и бесстрастная простая Монада, о каковой он иногда говорит как о разумной сущности, а иногда как о том, что выше ума. От Бога (Отца) всегда происходят Сын и Дух, Которые обладают божеством в меньшей мере, чем полнота божества, Отец. По мысли Оригена, поскольку Бог неизменен, он всегда должен иметь объект приложения Своего могущества, из чего следует вечность тварного мира; тем не менее, вслед за Писанием Ориген признавал сотворенность мира из ничто. Первые творения обладали умной природой, но вследствие падения, происшедшего из-за неверной направленности воли и насыщения Богом, приобрели материальную оболочку различной степени материальности, в зависимости от меры отпадения; только душа Слова (Христа) осталась не павшей. Также Ориген выдвигает гипотезы предсуществования душ и бесконечной цепочки существования различных миров (эонов). Вместе с тем, Ориген учит о конечном возвращении всего в Бога и уничтожении всяческого зла – апокатастасисе, спасении всех существ, в том числе демонов и сатаны. В дальнейшем учение об апокатастасисе в том или ином изводе будет присутствовать у одного из Каппадокийских отцов Церкви св. Григория Нисского, а также у Евагрия. Еще в III, и тем более в IV в. фигура Оригена вызывала крайне противоречивую реакцию. Оригенизм был осужден по инициативе императора Юстиниана в 543 г. на поместном соборе в Константинополе. Этот собор издал 10 анафематизмов, сформулированных Юстинианом в послании к Константинопольскому патриарху Мине и направленных не против собственно Оригена, но против учения позднейших оригенистов, развивших некоторые неортодоксальные положения оригеновского учения. Однако на соборе были анафематствованы и три главных учителя оригенизма: Ориген, Дидим Слепец и Евагрий Понтийский. Другая редакция анафем на оригенизм, содержащая 15 анафематствований, была издана то ли на V Вселенском соборе 553 г., то ли на одном из малых соборов, собиравшихся перед началом V Вселенского собора. На этом же соборе было повторено и собственно анафематствование Оригена. Теги: христианство, христианские ереси, Византия, античная философия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. |