КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Симеон Новый Богослов

Симеон Новый Богослов (ок

Симеон Новый Богослов (ок. 949 – ок. 1022) – средневизантийский богослов и аскетический писатель, один из величайших мистических писателей Православной Церкви.

С. Н. Б. родился в Пафлагонии; он происходил из знатной семьи. Симеон – его имя в монашестве. Возможно, мирским именем С. Н. Б. было «Георгий». При покровительстве дяди он стал служителем при почивальне императора (спафарокубиларием), а затем членом синклита. После смерти дяди С. Н. Б. пытался вступить в братство Студийского монастыря и встретил там престарелого монаха Симеона, прозванного «благоговейным», который стал его духовным наставником. Вернувшись в 976 г. в Пафлагонию, Симеон исполнял различные обязанности на государственной службе, не порывая отношений с наставником. Когда С. Н. Б. было ок. 27-ми лет он вернулся в Константинополь и поступил послушником в Студийский монастырь. Однако особенная привязанность Симеона к своему наставнику, прп. Симеону Благоговейному, вызвала недовольство братии и игумена монастыря, в котором традиционно придавалось большое значение личной власти игумена и соблюдению распорядка, и после требований, предъявленных С. Н. Б., отказаться духовного водительства наставника, ему пришлось покинуть Студийский монастырь. В результате С. Н. Б. поступил в монастырь Св. Маманта Ксероксеркского, оставаясь под руководством своего наставника, где был пострижен в монахи под именем Симеона, потом рукоположен в иереи и вскоре ему было поручено наставлять других монахов, а затем ок. 980 г. он был избран братией монастыря игуменом. К этому времени С. Н. Б. стал приобретать известность в монашеской среде и среди жителей Константинополя.

После смерти прп. Симеона Благоговейного в 986/987 г. С. Н. Б. вводит почитание этого старца, репутация которого была неоднозначной. Это, а также настаивание С. Н. Б. на том, что настоящая христианская жизнь подразумевает ту же полноту дарований, которая имела место в древней Церкви, что проявляется в необходимости «ощутительного» присутствия благодати в душе христианина, привело к конфликту между ним и частью монашеской братии в монастыре Св. Маманта. Во время патриаршества Сисинния II (995–998 гг.) тридцать монахов из братии монастыря во время проповеди С. Н. Б. выступили против него и пожаловались патриарху. Однако тот встал на сторону С. Н. Б. Тем не менее в 1005 г. С. Н. Б. оставил игуменство, передав его своему ученику Арсению, однако оставался проживать в монастыре.

Ко времени ок. 1003 г. относится начало конфликта С. Н. Б. с еп. Никомедийским Стефаном, принадлежащего к влиятельному кружку византийских интеллектуалов. Чтобы предполагаемое выявить богословское невежество С. Н. Б., Стефан Никомедийский, встретив его, задал вопрос о том, «мыслью или делом» Сын отделен от Отца; выбор каждого из этих вариантов мог привести к обвинению в ереси. С. Н. Б., поняв замысел Стефана, обещал ответить письменно после удаления в келлию. Ответом стал 21-й Гимн С. Н. Б., в котором он указывает на то, что только будучи просвещенным молитвой можно говорить о Боге, но тогда приходит осознание антиномичности Божественной реальности и что способ различия между ипостасями Троицы находится за пределами возможности выражения словами; сам же вопрос Стефана, по С. Н. Б., свидетельствует о его еретичности. Ответ раздразил Стефана, и он вынес дело С. Н. Б. на рассмотрение Синода. Вследствие этого, а также жалоб некоторых монахов их монастыря Св. Маманта, были уничтожены все иконы прп. Симеона Благоговейного, а сам С. Н. Б. в 1009 г. был изгнан из Константинополя и монастыря Св. Маманта и поселился в заброшенном монастыре при храме Св. Марины недалеко от Хрисополя. В изгнании прп. Симеон написал несколько апологетических сочинений. Однако вскоре, в 1010 или 1011 гг. дело С. Н. Б. было пересмотрено и он вернулся в Константинополь, где ему было предложено снова стать игуменом в монастыре Св. Маманта и даже занять епископскую кафедру, но он отказался и вновь удалился в монастырь Св. Марины, где и скончался.

С. Н. Б. оставил обширное литературное наследие, отличающееся глубочайшим богословским и мистическим содержанием. Это 34 «Огласительных слова» (слова, произнесенные во время игуменства в монастыре св. Мамаса), 2 «Благодарения» (являющиеся заключительной частью «Огласительных слов»), 3 «Богословские слова» (составленные по случаю спора о словах «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28)), 15 «Нравственных слов», различные «Послания», «Главы (Главизны) богословские, умозрительные и практические» (100 глав богословских и практических, 25 глав умозрительных и богословских и 100 других богословских и практических глав), 58 «Гимнов Божественной любви», 24 «Алфавитных слова». Особняком стоят 33 «Слова» и трактат «Метод священной молитвы и внимания». Часть корпуса «Слов» составляют «Огласительные слова», другая же часть представляет собой часть сочинения «Сто пятьдесят глав» Константина Хрисомалла. Знаменитый трактат «Метод священной молитвы и внимания» рукописная традиция атрибутирует С. Н. Б., однако современные исследователи отрицают его авторство.

Для богословских сочинений С. Н. Б. характерно преобладание поэтического языка над языком терминологически выверенным. В качестве источников для С. Н. Б. выступают сочинения свт. Василия Кесарийского, свт. Григория Богослова, Пс.-Макария Египетского, Марка Подвижника, Диадоха Фотикийского, Иоанна Лествичника, антииконоборческие сочинения св. Иоанна Дамаскина, Пс.-Дионисия. Важную роль в формировании текстов корпуса С. Н. Б. сыграли молитвы богослужебного круга. Поскольку С. Н. Б. не изучал систематически догматические богословские трактаты, в его творениях, когда он касается догматических тем, нередко обнаруживается довольно архаический для его времени богословский язык.

Важнейшим моментом учения С. Н. Б. является настаивание на необходимости мистического единения христианина со Христом в этой жизни, проявляющееся, в частности, в видении Божественного света, что доступно, по С. Н. Б., для каждого человека, искренне желающего этого. Описывая свое приобщение к Богу, прп. Симеон уподобляет себя железу, которое раскаляется огнем и приобретает его качества, а также стеклу, пронизываемому светом, и говорит о познаваемости и именуемости соединяющегося с Богом человека по лучшей, т.е. Божественной, природе. Говоря об обожении человека, С. Н. Б. использует восходящий к св. Иринею Лионскому принцип tantumquantum: насколько Бог вочеловечился, настолько человек обоживается, говоря о себе, приобщающемуся к Богу, как о человеке по природе и Боге по благодати.

Следуя доареопагитскому богословскому языку, С. Н. Б. говорит о причастности Божественной сущности, возможной и необходимой для христиан; однако, причаствуя Божественной сущности, человек не становится Богом по сущности. Вместе с тем, используя богословский язык Ареопагитского корпуса, С. Н. Б. говорит о «сверхсущностной» сущности Божества. Сравнивая Бога с огнем, С. Н. Б. ведет речь о Божественной сущности как о подлежащем, субстрате. Божественная сущность невместима для тварного сущего, она вне всего, однако присутствует во всем и все наполняет. С. Н. Б. часто говорит о непознаваемости Бога и Божественной сущности, о том, что нелепо и противно здравому смыслу исследовать сущность Божества; однако он ведет речь о Божественной сущности и как о созерцаемой.

 

Литература:

Издания и переводы

Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова / Перевод с греческого [иером. Пантелеимона (Успенского)]. Сергиев Посад, 1917.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах / Сост. и общ. ред. еп. Илариона (Алфеева). СПб., 2007.

Преподобный Симеон Новый Богослов. «Приди, Свет истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе игумена Илариона (Алфеева). СПб., 2000.

Pirard M. [ed.]. 



Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques / Introduction, texte critique, traduction et notes J. Darrouzes. Paris, 1980. (Sources chrétiennes 51-bis.).

Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses / Introd., texte critique et notes par B. Krivochéine. Trad. par J. Paramelle. Paris, 1963, 1964, 1965. (Sources chrétiennes 96 [Cat. 15], 104 [Cat. 622], 113 [Cat. 23-34]).

Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses 2334 et actios de grâces 12 / Introd., texte critique et notes par B. Krivochéine. Trad. fr. par J. Paramelle Paris, 1965. (Sources chrétiennes 113). P. 303357.

Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes / Introd., texte crit., trad. fr. et notes par J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. Paris, 1969, 1971, 1973. (Sources chrétiennes 156 [Hymn. 115], Sources chrétiennes 174 [Hymn. 1640], Sources chrétiennes 196 [Hymn. 4158]).

Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. T. 1, 2 / Introd., texte crit., trad. fr. et notes par J. Darrouzès. Paris, 1966, 1967. (Sources chrétiennes 122 [Theol. 13, Eth. 13], Sources chrétiennes 129 [eth. 415]).

Un grand mystique byzantin: Vie de Syméon le Nouveau Théologien (9491022) par Nicétas Stéthatos // Texte grec inédit avec introduction et notes critiques par le P. I. Hausherr S. I. et traduction française en collaboration avec sele<#whitespace />P. G. Horn S. I.<#whitespace />// Orientalia Christiana. 12 (45), 1928.

 

Исследования:

Бирюков Д. С. Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции // Волшебная гора. 15, 2008. С. 66–75.

Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). М., 21995.

Василий (Кривошеин), архиеп. «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова // Альфа и Омега. 2(32), 2002. С. 64–83.

Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. 2СПб., 2001.

Лурье В. М. Audiatur et altera pars: Стефан Никомедийский и его круг // Вестник РХГА. 9 (1), 2008. С. 281285.

Хадзопулос А. Между ересью и православием (о значении бесстрастия в традиции патристики) // Символ. 33, 1995. С. 275293.

Alexander (Golitzin), hieromonk. The Body of Christ: Saint Symeon the New Theologian on Spiritual Life and the Hierarchical Church // Scrinium. Revue de Patrologie, DHagiographie Critique et DHistoire Ecclésiastique. 3, 2007. P. 106127.

Golitzin A. G. Hierarchy versus anarchy? Dionysius Areopagite, Simeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and their common roots in ascetical tradition // St. Vladimir's Theological Quarterly. 38:2, 1994. Р. 131179

Gouillard J. Constantin Chrysomallos sous le masque de Syméon le Nouveau Théologien // Travaux et Mémoires. 5, 1973. P. 313327.

Holl K. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem neuen Theologen. Leipzig, 1898. S. 110127.

Perczel I. Denys lAréopagite et Syméon le Nouveau Théologien // Denys lAréopagite et sa postérité en Orient et Occident. Actes du colloque international, Paris, 2124 septembre 1994 / Éd. Y. de. Andia. Paris, 1997. (Série Antiquité 151). Р. 341357.


Теги:  христианство, Византия, литература и музыка, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Бирюков Д. С.