|
Персоналии Севир АнтиохийскийСевир Антиохийский (ок. 456 — 538) — монофизитский богослов; основатель «севирианства», одного из двух главных (наряду с юлианиством) течений в истории монофизитства. С. родился в Созополе (Писидия) в состоятельной языческой семье. После того, как в 485 г. умер его отец, Севир и два его старших брата отправились по настоянию матери в Александрию изучать грамматику, риторику, а также греческий и латинский языки, чтобы в дальнейшем заняться юридической практикой. В Александрии С. познакомился с Захарием Схоластиком, который наставлял его в Священном Писании и текстах отцов Церкви. В 487 г. С. переехал в Бейрут, где завершил юридическое образование. Примерно тогда же он принял крещение от нехалкидонитского священника в Триполи. В начале 490-х гг. С., вопреки первоначальному замыслу вернуться на родину и стал монахом Газской обители, настоятелем которой тогда был Петр Ивир (см. Ареопагитский корпус). Недолго пробыв в общежительном монастыре, он удалился в пустыню близ Елевферополя, но вскоре чрезмерными подвигами подорвал свое здоровье. После кратковременного пребывания в монастыре святого Романа, С. направился в Маюм близ Газы, где сначала подвизался под духовным руководством Феодора и Иоанна, учеников Петра Ивира, а затем на родительские деньги основал собственную обитель. Около 500 г. С. был рукоположен в иереи епископом Магидонским (Памфилия) Епифанием. С 508 г. С. выступил, наряду с Филоксеном Маббугским, как один из лидеров антихалкидонитской партии. Это было связано с нападками на него халкидонитского богослова Нефалия Александрийского. В Иерусалиме между ним и Нефалием состоялся диспут, после которого С. был изгнан из города. С. отправился в Константинополь, чтобы заручиться поддержкой императора Анастасия, с 505 г. проводившего политику поддержки монофизитства. Нефалий последовал за ним. Ониздал трактат «Апология собора в Халкидоне», в которой отстаивалась диофизитская позиция. С. ответил на него сочинением «К Нефалию». Император поручил С. составить официальное исповедание веры, которое получило название «Типоса». Данный документ толковал Энотикон (выпущенное в 482 г. императором Зиноном официальное исповедание веры, которое анафематствовало и Евтихия и Нестория, но было выдержано в дохалкидонистской терминологии) — в антихалкидонитском смысле, но прямо не осуждал ни Льва Великого, ни Халкидонский собор. Хотя все восточные патриархи (из которых трое были православными) приняли этот документ, конфликта между С., Филоксеном, Александрийским патриархом Иоанном III Никиотом, с одной стороны, и тремя православными патриархами, с другой, — избежать было уже невозможно. В частности, когда император собрал в Сидоне собор с целью примирить Александрию и Антиохию, Филоксен и С. выступили резкими противниками такого объединения. Между 508 и 511 гг. С. издал трактат «Филалет» («Любитель истины»), представляющий реакцию на попавший в его руки дифизитский флорилегиий конца V в. с отрывками из сочинений св. Кирилла Александрийского. «Филалет» содержит попытку монофизитской интерпретации наиболее соблазнительных с точки зрения С. фрагментов сочинений Кирилла. 6 ноября 512 г. С. стал патриархом Антиохийским. Во время интронизации он анафематствовал Халкидонский собор и тех, кто исповедует две природы после соединения, а также огласил собственное исповедание веры. В качестве патриарха С. проводил политику на повсеместное утверждение учения о единой природе во Христе (в противовес учению Халкидона о том, что Христос после воплощения обладает двумя природами). Ко времени патриаршества С. относится его полемика с Сергием Грамматиком, которая началась, судя по всему, в 513 г. и продолжалась вплоть до изгнания С. в 518 г. Инициатором ее был Сергий, написавший три письма к Антиохийскому патриарху и получивший на каждое из них ответ («Три письма к Сергию Грамматику»). Кроме того, Сергий в ответ на третье письмо С. написал трактат под названием «Апология». После того как 5 апреля 518 г. умер Константинопольский патриарх-монофизит Тимофей, а 9 июля того же года император Анастасий, С. пришлось бежать. В сентябре 518 г. он отплыл из Селевкии в Александрию (Египет после восшествия на престол Юстина, положившего своей задачей идеологическое единство империи под знаменем халкидонской веры, стал прибежищем высылаемых епископов-монофизитов и оплотом антихалкидонизма). Следующие почти двадцать лет С. никогда не имел постоянного места обитания, скитаясь по обителям Египта. Однако он не оставил дел антиохийского патриархата, управляя им через доверенных лиц, и заботился о сирийских монахах-монофизитах, спасавшихся в Египте от гонений. В начальный период изгнания С. был написан трактат «Против нечестивого Грамматика», адресованный пресвитеру Иоанну Грамматику Кесарийскому, составившему около 511 г. «Апологию Собора в Халкидоне». Севир ознакомился с ним еще во время своего патриаршества, но ответить смог только в 519 г. В 520–527 гг. С. вел полемику с Юлианом, бывшим епископом Галикарнасским (ум. 538), с которым он был знаком по Константинополю, а потом встретился в египетском монастыре Энатон в 518 г. Памятниками этой полемики стали «Три письма к Юлиану», «Против томоса Юлиана», «Против предположений Юлиана», «Против прибавлений Юлиана», «Против Апологии Юлиана», а также «Апология Филалета». В результате споров между Севиром и Юлианом в монофизитской партии произошел раскол. Позднее каждая сторона поставила своего патриарха на Александрийскую кафедру. Со стороны севириан это был патриарх Феодосий, со стороны юлианитов — Гаиан (в результате чего египетские последователи Юлиана стали зваться гаианитами). В 527 г. императором стал Юстиниан Великий, который ставил своей целью воссоединение православных и монофизитов и понимал, что эту задачу тяжело осуществить без поддержки монофизитских лидеров и, прежде всего, С. К тому же, монофизитам сочувствовала жена Юстиниана Феодора. В 532 г. Юстиниан объявил амнистию шести монофизитским епископам, скрывающимся в египетской пустыне, и вызвал их в Константинополь для проведения переговоров об унии. Среди них был и С., который сперва отказался, но зимой 534/535 гг., когда Юстиниан повторил свою просьбу, приехал в Константинополь и занял один из императорских дворцов. С. имел влияние на Феодору, и,ероятно, с его подачи патриархом Александрийским стал севирианин Феодосий, а Константинопольский патриарх Анфимий, хотя и был халкидонитом, вступил в общение с монофизитской партией. Ситуация изменилась весной-летом 536 г., когда Феодосий умер, а Анфимий был смещен. Юстиниан, стремившийся к союзу с Римским папой Агапитом, в мае-июне созвал собор в Константинополе, на котором С. и Анфимий были осуждены, а в августе выпустил специальный указ, которым отправил в ссылку всех их последователей. С помощью Феодоры С. снова бежал в Египет, где жил попеременно в нескольких обителях под Александрией. Последним его местом пребывания стал город Ксоида, где он скончался 8 февраля 538 г. От С. дошел корпус из 315 посланий, большое количество гомилий и а также некоторые литургические произведения, в частности, гимны. Практически все произведения С. сохранились лишь в переводе на восточные языки:на сирийский, на саидский диалект коптского, а также на арабский и эфиопский. На греческом сохранились лишь небольшие фрагменты в сочинениях сторонников Халкидона. Учение. В полемике с Иоанном Грамматиком, который настаивал, что две природы во Христе являются общими природами Божества и человечества, С. утверждал, что общее существует либо частным образом в единичности, либо как отвлеченное понятие, и что если Христос воспринял общую природу человечества, то Он воплотился во всех единичностях человеческого рода. Следовательно, по мнению С., Христос обладал индивидуальной, а не общей человеческой природой (в этом позиция монофизитов совпадала с позицией несториан). Это не мешало С. признавать, что Христос имеет ту же сущность (понимаемую, как общий вид), что и мы. Исходя из учения о единой природе, С. настаивал и на единственности энергии (деятельности) Христа. По его мнению, папа Лев, говоря в своем Томосе о двух соответствующих природам действиях во Христе, ввел в Нем два субъекта. С. считал, что в единой природе Христа есть и человеческая составляющая, понимаемая как «инструмент», или «носитель» Бога-Слова. Поэтому действие Христа С. рассматривал как составное, сложное, соответствующее ипостаси (природе) Христа после Воплощения (христология С. не подразумевала различения понятий «природа» и «ипостась»). Выступая против Юлиана Галикарнасского, который настаивал на нетленности человечества Христа с момента рождения, — С. утверждал, что тело Христа стало нетленным только после Воскресения. Предпосылка, из которой исходил С. в споре с Юлианом, состояла в том, что тление (в общем смысле) является необходимым признаком человеческой природы.
Издания: Brooks E. W. A Collection of Letters from Numerous Syriac Manuscripts. Paris, 1919. (Patrologia Orientalis 12.2, 14.1); Lebon J. Severi Antiocheni liber contra impium Grammaticum. Louvain, 1929, 1933, 1938. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 93, 94, 101, 102, 111, 112); Lebon J. Severi Antiocheni orationes ad Nephalium, eiusdem ac Sergii Grammatici epistulae mutuae. Louvain, 1949. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 119, 120); Hespel R. Severe d’Antioche, Le Philalèthe. Louvain, 1952. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 133, 134); Torrance I. R. Christology After Chalcedon. Severus of Antioch and Sergius the Monophysite. Norwich, 1988. Литература: Lebon J. Le monophysisme sévèrien, Louvain, 1909; Draguet R. Julien d’Halicarnasse et sa controverse avec Severe d’Antioche sur l’incorruptibilité du corps du Christ. Louvain, 1924; Jugie M. Julien d'Halicarnasse et Sévère d'Antioche // Echos d'Orient. 24, 1925. Pр. 129–162. Рр. 257–285; Chesnut R. C. Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Pholoxenus of Mabbug, Jacob of Serug. Oxford, 1976; Grillmaier A., Hainthaler T. Christ in Christian Tradition. Vol. 2/2. London, Louisville (KY), 1995; Давыденков О., иерей. Христологическая система Севира Антиохийского. М., 2007. Allen P., Hayward C. T. R. Severus of Antioch. London, New-York, 2004.
Бирюков Д.С, Щукин Т.А.
Теги: христианские ереси, Византия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. / Щукин Т. А. |