КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бруно Джордано

Беме Якоб (1575—1624) — немецкий мистик, подытоживший развитие религиоз¬ной мысли Возрождения

БРУНО ДЖОРДАНО (1548, Нола — 1600, Рим) — поэт и один из крупнейших филосо­фов Возрождения, наиболее ярко выразивший, и по-своему подытоживавший миросо­зерцание эпохи ренессансного гуманизма. Осью философии Б. является новая концеп­ция космоса и природы, сущностно отличная от средневековой и не редуцируемая к языческим космологиям. Наряду с Телезио и Патрицци, Б. представляет пантеистичес­кую натурфилософию, основная идея которой — самодвижущаяся материя, рождаю­щая из себя все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Б. — 1) учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, истолкованное Б. пантеистически — как совпадение противоположностей Бога и природы; 2) гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движет­ся относительно всего; 3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представле­нием о тотальной одухотворенности материи. По Б.: 1) существует бесконечная все­ленная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен; 2) вселенная находится в бесконечном движении; 3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе субстанция. Последняя есть Бог, который не «над» миром, но «наиприсут­ствующее» в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог), дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос — видимая красота божественной жизни.

Абсолют Б. не неподвижен, его жизнь внутренне динамична и противоречива. Ду­ховная субстанция — Бог — есть простое тождество силы и идеи, в недрах которого живет бесконечная возможность — материя. Тождество духа и материи, как беспре­дельности божественных мыслей, означает бесконечность и безначальность Творения, осуществляется как всегда новая Жизнь. Таким образом, теистическая идея сотворе­ния Богом мира из ничего трансформируется Б. в концепцию вечнопорождающего себя божественного космоса (или Бога, постоянно обновляющего свое «тело»). В одухотво­ренном космосе Б. нет места небытию, смерти, аду и раю, есть лишь бесконечный пе­реход от одной формы жизни к другой, не менее прекрасной.

Пантеизм Б. — специфически возрожденческий. В отличие от языческого панте­изма, растворяющего богов в космосе и средневекового, который, напротив, раство­ряет мир в Боге, пантеизм Б. носит антиномичный или диалектический характер. Бог целиком пребывает в каждом моменте жизни — как абсолютный максимум он тождественен абсолютному минимуму, содержание которого раскрывается понятия­ми точки, атома, монады. Духовная субстанция сосредоточена во всякой математи­чески мыслимой точке вселенной. В физическом плане точка есть атом — недели­мое самостоятельное бытие: целое живет во всяком единичном без нарушения «су­веренности» последнего. Метафизически атом есть монада: 1) одновременно отдель­ная вещь и «зеркало», в котором светится вся вселенная; 2) сила всякий раз новая, ибо у Бога достаточно могущества, чтобы никогда нигде не повторяться. Человече­ская душа, включаясь в напряженно-противоречивый ритм божественно-космиче­ской жизни, исполняется «героическим энтузиазмом». Смысл натурфилософии — экстатическое богопознание. Тем самым, естествознание получает у Б. сакральный смысл. Творчество и личная судьба философа отражают качественный сдвиг в отно­шении к природному миру, произошедший в европейской культуре, в результате ко­торого положительная наука начинает выполнять функции религии в структуре цен­ностей гуманистической цивилизации.

Пантеизм и антицерковная, едкая до злости писательская деятельность привели сбро­сившего рясу монаха-доминиканца после долгих скитаний по Европе в застенки инк­визиции. Арестованный по доносу пригласившего его «для обучения» венецианца Мочениго, Б. в течение 8-летнего заключения не отказался ни от одной из своих идей. На решение суда ответил: «Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслу­шиваю». 17 февраля Б. сожгли заживо; на костре он отвернулся от распятия, протяну­того к его губам сердобольной рукой.

Судьба Б. стала благоприятной почвой для разнообразных философских и литера­турных интерпретаций. Его интуиции и смыслообразы сформировали интеллектуаль­ную картину европейского естествознания, все космологические идеи были опытно подтверждены Галилеем. Интуиция монады как духовного «первокирпичика» бытия получила систематическое развитие у Лейбница, пантеизм у Спинозы. Определяющее влияние Б. оказал на Шеллинга.

Б. был плодовитым писателем с весьма оригинальным стилем. Основные сочине­ния созданы в Лондоне — «О начале, причине и едином», «О бесконечности» вселен­ной и мирах», и в Германии — «О монаде, числе и фигуре», «О тройном, наименьшем и мере».

 

Д. Бурлака

Вестник РХГИ № 3/1999


Теги:  Возрождение, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Богатырёв Д. К.