|
Персоналии Бруно ДжорданоБРУНО ДЖОРДАНО (1548, Нола — 1600, Рим) — поэт и один из крупнейших философов Возрождения, наиболее ярко выразивший, и по-своему подытоживавший миросозерцание эпохи ренессансного гуманизма. Осью философии Б. является новая концепция космоса и природы, сущностно отличная от средневековой и не редуцируемая к языческим космологиям. Наряду с Телезио и Патрицци, Б. представляет пантеистическую натурфилософию, основная идея которой — самодвижущаяся материя, рождающая из себя все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Б. — 1) учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, истолкованное Б. пантеистически — как совпадение противоположностей Бога и природы; 2) гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего; 3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи. По Б.: 1) существует бесконечная вселенная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен; 2) вселенная находится в бесконечном движении; 3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе субстанция. Последняя есть Бог, который не «над» миром, но «наиприсутствующее» в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог), дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос — видимая красота божественной жизни. Абсолют Б. не неподвижен, его жизнь внутренне динамична и противоречива. Духовная субстанция — Бог — есть простое тождество силы и идеи, в недрах которого живет бесконечная возможность — материя. Тождество духа и материи, как беспредельности божественных мыслей, означает бесконечность и безначальность Творения, осуществляется как всегда новая Жизнь. Таким образом, теистическая идея сотворения Богом мира из ничего трансформируется Б. в концепцию вечнопорождающего себя божественного космоса (или Бога, постоянно обновляющего свое «тело»). В одухотворенном космосе Б. нет места небытию, смерти, аду и раю, есть лишь бесконечный переход от одной формы жизни к другой, не менее прекрасной. Пантеизм Б. — специфически возрожденческий. В отличие от языческого пантеизма, растворяющего богов в космосе и средневекового, который, напротив, растворяет мир в Боге, пантеизм Б. носит антиномичный или диалектический характер. Бог целиком пребывает в каждом моменте жизни — как абсолютный максимум он тождественен абсолютному минимуму, содержание которого раскрывается понятиями точки, атома, монады. Духовная субстанция сосредоточена во всякой математически мыслимой точке вселенной. В физическом плане точка есть атом — неделимое самостоятельное бытие: целое живет во всяком единичном без нарушения «суверенности» последнего. Метафизически атом есть монада: 1) одновременно отдельная вещь и «зеркало», в котором светится вся вселенная; 2) сила всякий раз новая, ибо у Бога достаточно могущества, чтобы никогда нигде не повторяться. Человеческая душа, включаясь в напряженно-противоречивый ритм божественно-космической жизни, исполняется «героическим энтузиазмом». Смысл натурфилософии — экстатическое богопознание. Тем самым, естествознание получает у Б. сакральный смысл. Творчество и личная судьба философа отражают качественный сдвиг в отношении к природному миру, произошедший в европейской культуре, в результате которого положительная наука начинает выполнять функции религии в структуре ценностей гуманистической цивилизации. Пантеизм и антицерковная, едкая до злости писательская деятельность привели сбросившего рясу монаха-доминиканца после долгих скитаний по Европе в застенки инквизиции. Арестованный по доносу пригласившего его «для обучения» венецианца Мочениго, Б. в течение 8-летнего заключения не отказался ни от одной из своих идей. На решение суда ответил: «Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю». 17 февраля Б. сожгли заживо; на костре он отвернулся от распятия, протянутого к его губам сердобольной рукой. Судьба Б. стала благоприятной почвой для разнообразных философских и литературных интерпретаций. Его интуиции и смыслообразы сформировали интеллектуальную картину европейского естествознания, все космологические идеи были опытно подтверждены Галилеем. Интуиция монады как духовного «первокирпичика» бытия получила систематическое развитие у Лейбница, пантеизм у Спинозы. Определяющее влияние Б. оказал на Шеллинга. Б. был плодовитым писателем с весьма оригинальным стилем. Основные сочинения созданы в Лондоне — «О начале, причине и едином», «О бесконечности» вселенной и мирах», и в Германии — «О монаде, числе и фигуре», «О тройном, наименьшем и мере».
Д. Бурлака Вестник РХГИ № 3/1999 Теги: Возрождение, средневековая философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Богатырёв Д. К. |