|
Персоналии ЛейбницЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646—1716) — выдающийся немецкий философ, завершающий развитие новоевропейского рационалистического классицизма, ученый-энциклопедист, один из крупнейших организаторов европейской науки за все время ее существования. Родился в Лейпциге в семье профессора этики. Учился в местном университете. Особое значение имели встречи Л. со Спинозой и Левенгуком, который показал, используя созданный им микроскоп, невидимый ранее мир живых существ. С 1676 г. до дня смерти Л. жил при дворе Ганноверских герцогов. Л. — член Лондонской, Парижской, основатель и президент Берлинской, автор проекта (поданного Петру I) Российской Академии наук. После Л. Европа не встречает более мыслителя столь разнопланового и одновременно продуктивного. По некоторым идеям Л. перерос свою эпоху, многие из них получают развитие в XX веке. Открытия и концепции Л. в области физики, юриспруденции, лингвистики, логики и счетной техники (Н. Винер считал Л. своим предтечей) в той или иной степени группируются вокруг созданного Л. (одновременно и независимо от Исаака Ньютона) теории дифференциального и интегрального исчисления. В свою очередь, теорию исчисления бесконечно- малых можно считать математической транскрипцией фундаментальной онтологической интуиции Л. — монадологического плюрализма в системе предустановленной гармонии. Миросозерцание Л., с одной стороны, представляет собой одну из самых рельефных манифестаций классического гуманизма эпохи Просвещения, принципы индивидуализма, имманентизма, оптимизма получают в нем максимально сильное выражение. С другой стороны, Л. ставит современную ему проблематику в контекст основных течений европейской философии, в ряду которых лейбницианство занимает оригинальное место, нередуцируемое ни к одной из классических позиций. Во-первых, лейбницианство формируется как опровержение спинозизма, причем как в прямой, так и в косвенной (физика Ньютона) форме. Во-вторых, критика атомистики, с которой связано более широкое противостояние Л. материализму. В-третьих, Л. в значительной степени опирается на аристотелевско-томистскую традицию, заимствуя категории энтелехии, энергии, первоматерии, но дистанцируясь от родо-видовой схематики. В-четвертых, Л. воспроизводит возрожденческие интуиции тождества бесконечно большого и бесконечно малого (Кузанский), монады как метафизической единицы (Бруно), пытаясь дать им непантеистическую редакцию. В самом общем виде комплекс физико-математико-философских воззрений Л. можно рассматривать как оригинальную тематизацию фундаментальной интуиции Н. Кузанского: математически исчислимого разворачивания Абсолюта в мир иерархически структурированных энергий-сил. Центральное понятие философии Л. — монада, отсюда распространенное понятие монадологии по названию работы, подытоживающей воззрения мыслителя. С помощью этого понятия Л. формулирует концепцию онтологического плюрализма, противостоящую дуализму Декарта и монизму Спинозы. Монада — метафизический «первокирпичик» мироздания, модус Спинозы, наделенный качеством субстанциальности. Спинозизму, растворившему конечное индивидуальное бытие в божественном мраке, Л. противопоставляет плюралистическую картину мира, в которой каждая индивидуальность рассматривается как уникальная теофания. По Л., все сущее в той или иной мере одухотворено. Монада — простая субстанция, имеющая духовную природу. В этом смысле она подобна энергии Аристотеля. Существо монады — стремление и напряжение. Монад бесконечное множество, каждая их них уникальна. Индивидуальность, по Л., не есть сепаратность, т. к. в монаде универсальное и уникальное совпадают, т.е. каждая монада своеобразным образом воспроизводит в себе Универсум, а следовательно, и Бога. «Всякая монада по-своему есть зеркало универсума... в наименьшей части материи существует целый мир творений, живых существ, энтелехий, душ». Это воспроизведение общего в индивидуальном, в котором собственно выражается стремление и напряжение монады, трактуется Л. как мышление. В соответствии с качеством мышления монады образуют иерархию, в которой можно выделить три уровня: монады «голые», монады-души и монады-духи. Качество мышления измеряется на основе картезианских критериев. Голые монады обладают восприятиями (перцепциями), которые смутны и разрозненны, т. е. элементами сознания или его бессознательными предпосылками. Монады-души, например, субстанции животных, обладают более систематическими восприятиями, сопровождающимися памятью. Монады-духи, к каковым относится человек, обладают целостным сознанием, самосознанием (апперцепцией), свободной волей и разумом. Тождество микрокосма и макрокосма в монаде-духе Л. рассматривает как единство сознания и самосознания в каждом из актов мышления, которые, в свою очередь, представляют собой непрерывную последовательность дифференцированных состояний, беспрерывно интегрируемых монадой как простой неделимой цельностью: «мысля о себе, мы мыслим также и о бытии, о субстанции, о простом и сложном и невещественном и о самом Боге». Внутренний континуум всякой монады непрерывен, и во временном отношении всякое мгновение настоящего обременено прошлым и чревато будущим. В своей концепции соотношения монады как духовной субстанции и ее пространственно-телесного выражения Л. противостоит разным направлениям мысли — картезианству с его механицизмом и представлением протяженности в качестве особой субстанции, ньютонианско-спинозистской атрибутивной модели, атомистике, материализму, но также платонизму, более всего приближаясь к Аристотелю. Абсолютного пространства, являющегося методологическим мостом от спинозизма и картезианства к материализму и присутствующему в качестве пустоты в атомистике, по Л., не существует. Пространство и время относительны, представляя собой порядок и последовательность существования. Телесность, таким образом, мыслится оболочкой монады, при этом специфика тела зависит от качества энергетики монады, и принцип индивидуальности на телесном уровне оказывается следствием духовной уникальности каждой монады. Духовность ноуменальна, телесность — феноменальна и есть не более, чем «хорошо обоснованное явление». За исключением Бога, монады без тела не существует (ангелы, т. е. высшие монады-духи обладают особой тонкой телесностью). Идея телесной «обернутости» монад позволяет Л. сформулировать предельную оппозицию атомистике. По истине, внешних взаимодействий вообще нет. Бог имманентен Универсуму, универсум имманентен каждой монаде, таким образом каждая монада имманентна другой монаде. Взаимоотношения носят внутренне идеальный (интеллектуальный) характер, у монад «нет окон». Универсум — интеграл, отдельная монада — дифференциал; по отношению к другим монадам (дифференциалам) она — интеграл; процесс мышления монады о других есть функция от ее специфики, а каждый момент этой функции может быть представлен наглядно. Трактуя телесность как «остановку» духа и приравнивая абсолютный покой к ничто: «первая материя, если она находится в покое, есть ничто» (Т. 1. С. 115), Л. считает, что Бог обладает максимумом духовности и максимумом бытия (Бог есть существо «наивысшее, противоположное ничто» (Т. 1, С. 368). Сотворение мира, следовательно, есть приведение первой материи в движение, сообщаемое ей духом. Таким образом, небытие и пустота выведены Л. за грань мира, отсюда панвитализм Л. — в космосе нет ни полной смерти, ни полного рождения, а вместо переселения души существует только превращение того же самого животного...» (Т. 1. С. 277). Л. не только выходит за рамки механицизма. В круге идей новоевропейской философии с ее ориентацией на естествознание и стремлением в том или ином виде субстанциализировать материю и пространство Л. выглядит наиболее радикальным оппозиционером-спиритуалистом: чистая бездуховная телесность есть абсолютный покой или ничто. То есть абсолютного пространства, как и материи самой по себе, вовсе не существует. Время Л. — период теоретического оформления материализма как самостоятельной философской школы (собственно Л. ввел в оборот термин «натурализм» и «идеализм»). При этом материализм оценивал себя в качестве подлинно «научной» философии, группируя представления современного ему естествознания вокруг понятия материальной субстанции. Метафизика Л., развившаяся как углубление математических и естественнонаучных идей ученого, представляет собой вариант «научного» опровержения материализма. По логике Л., если дифференциальное исчисление онтологически верифицируемо, то материя не субстанциональна. При этом идеализм Л. отличается от классического (платонизма и аристотелизма), во-первых, большей спиритуалистичностью: монада — духовная субстанция, природа которой стремление и напряжение, в то время как мир идей-форм — неподвижное начало, сдерживающее бесконечно стремящуюся материю; во-вторых, принципом индивидуальности — не одна идея для многих вещей, но у каждой вещи собственная душа. Бог — монада монад, творение мира — созидание монад. В понятии Бога Л. выделяет могущество, разум и волю, акцентируя разум. Бесконечный разум Бога содержит в себе все, в том числе потенциально бесконечное множество возможных миров. В соответствии с божественным мышлением универсум организован по закону достаточного основания. «...Творец мира свободен, хотя он все делает по определяющим его основаниям...» (Т. 1. С. 285). Бог творит мир по принципу наилучшей возможности, наилучшим образом организуя взаимоотношения между всеми монадами, а по отношению к каждой конкретной монаде — между ее духовной субстанцией и телесной оболочкой. «Предустановленная гармония» устроена, по мнению Л., динамически: «Хотя многие существа достигли уже совершенства, но из того, что непрерывное делимо до бесконечности , следует, что в бесконечной глубине вещей всегда остаются части как бы уснувшие, которые должны пробудиться, развиться, улучшиться.... Нет, следовательно, какого-то предела для прогресса» (Т. 1. С. 290). Для гуманизма, сохраняющего пока свою христианскую основу, Л. дает максимально звучную артикуляцию оптимизма, как религиозно-онтологического принципа. Из сотворенности мира, по Л., не следует неизбежность конца (5-е письмо к Кларку. № 74, 75). Мир, особенно сообщество монад-духов, оказывается почти раем. Последовательно проведенный панлогизм и оптимизм с особенной остротой поставили перед Л., как христианским философом, проблему объяснения зла в мире. Этому посвящен основной трактат «Теодицея» (1710), в котором ученый попытался дать рациональный ответ на вненаучный, но наиболее сильный аргумент атеизма. Мир в целом и своих мельчайших проявлениях разворачивается у Л. как функция божественного могущества, разума и воли. В математически исчисляемой его гармонии, где «все волосы на голове нашей сочтены... все будет поставлено в счет до праздных слов и ложки воды, хорошо употребленной...» (Т. 1. С. 163), нет места хаосу смерти и иррациональному — свободе тварей, грехопадению ангелов и первых людей, чудесам. В системе предустановленной гармонии нет понимания грехопадения как космической катастрофы, обессмысливается крестная жертва Спасителя и Его воскресение. В противовес основным своим оппонентам, утверждавшим естественность зла в мире без Бога, Л. пытается доказать несубстанциональность зла и страданий, которые оказываются своего рода катализатором движения к лучшему в лучшем из возможных миров, своего рода компонентой покоя (т. е. конечности) в бесконечном стремлении и напряжении духа. Л. завершает эпоху классического гуманистического рационализма не только исторически, но и духовно, демонстрируя меру религиозности эпохи и ограниченность сугубо рационального дезавуирования атеизма, поскольку последний представляет собой не научную теорию, а духовный опыт. Философские идеи Л. получили развитие у Беркли, Канта. В России в метафизике всеединства и особенно у персоналистов (Козлов, Аскольдов, Лопатин, Н. Лосский), которые пытались по-своему решить наиболее острую проблему лейбницианства — происхождение зла и теодицеи.
Д. Бурлака Вестник РХГИ № 3/1999 Теги: философия Нового времени Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |