|
Персоналии Мор ТомасМОР ТОМАС (1478—1535) — английский мыслитель, один из самых известных гуманистов, друг Эразма Роттердамского, автор книги «Утопия», давшей имя и положившей начало утопии, как жанру литературы, и более широко — форме духовно-интеллектуального опыта, характеризующей гуманизм как специфический тип культурно-исторической практики. Родился в Лондоне, в зажиточной семье «не знатного, но честного рода». Учился в Оксфорде, добился успехов в юридической и политической деятельности, при Генрихе VIII занял высший административный пост лорда-канцлера и хранителя печати. К реформации, несмотря на прежнюю критику отдельных сторон католицизма, М. отнесся резко негативно, полемизировал с лютеранством, отказался присягнуть королю как новому главе Церкви, за что был обвинен в государственной измене, заключен в Тауэр и казнен. В заключении и во время судебного разбирательства вел себя с достоинством и мужеством. Канонизирован Пием XI в 1935 г. Концепция М. — значительное, явление в духовном развитии западно-христианской культуры. Религиозно-политический идеал католического средневековья сменяется у М. качественно новой моделью социального устройства и при этом, несмотря на влияние Платона («Государство»), не является воспроизведением дохристианской античной точки зрения. Центральная идея учения М. — личное человеческое счастье, обретаемое в земной жизни, но не реализация от века данного идеального «плана» мироустройства, восходящего к всегда сущему Благу, как у Платона, не теократическая доктрина земной власти священства в духе Иннокентия III и не идея загробного воздаяния и сопутствующий ей эсхатологизм и исторический пессимизм Августина. Двигаясь в общем контексте гуманистического мифа, сформулировано Пико, М. полагает субъектом истории и собственной судьбы человека, но отнюдь не сверхличный фатум и не Божественное Провидение. Социальный проект М. строится на оптимистической вере не только в познавательные, но и в творческие возможности человеческого разума. Жизнь утопийцев организована ими самими (с легкой руки основателя государства — Утопа) рационально. «Норма рациональности», предлагаемая М., включает в себя критическую реакцию на социально-экономические и религиозные реалии современной ему Англии. Всеобщий труд, справедливое распределение, отсутствие денег и частной собственности (из золота делают ночные горшки), единая система воспитания дают основание причислять М. к основоположникам социализма и коммунизма, а выборность и подконтрольность руководства к сторонникам демократии. М. — критик макиавеллизма — цель в политике не оправдывает средства, управление государством должно иметь под собой нравственную основу. Но как и у Макиавелли, Церковь фактически оказывается элементом социальной структуры (выборность священников, в том числе женщин, идея явно реформационная); роль ее преимущественно морально-воспитательная. В целом, картина религиозной жизни в «утопии» навеяна идеями флорентийских платоников (Фичино). Разрешено исповедовать любую форму религиозности и отправлять любой культ, если это не нарушает «права» иных исповеданий; основной религией является поклонение единому верховному существу — пантеистически разлитому во всем мире «Родителю», культ которого учрежден Утопом за 144 года до рождения Христа; христианству нашлось место в «сложном многоконфессиональном спектре религиозной жизни» утопийпев, и оно едва не совпало с основной религией. Признавая бессмертие души основной целью земной жизни, М. призывает к удовольствию, понимая последнее как духовно-интеллектуальную свободную деятельность (в противовес гедонистической тенденции «южного» гуманизма, напр. Баллы). Обилие свободного времени для честных граждан предполагает наличие рабов, рекрутируемых из числа тяжких преступников. М. — противник жестоких наказаний, он предлагает рациональное, через труд, использование заключенных. Утопическое рабство оказывается порой мягче чем жизнь свободных граждан в соседних станах. Мор один из творцов гуманистического мифа, его влияние более эмоционально-энергетическое, нежели концептуально-теоретическое. В отличие от флорентийского платоника, с его религиозно-поэтико-магической эклектикой М. придает мифологеме человека-творца более приземленное, социально-ориентированное и прагматическое звучание. Следующий шаг в заземлении мифологемы творчества был сделан Ф. Бэконом, который начал интерпретировать его как дело-созиданиие нового социального пространства-времени. В «Утопии» благодаря ее доступной форме для массового сознания, сформулировано новое чувство времени и истории, характерное для Нового времени: 1) человек — субъект истории и ее цель; 2) человеческий разум почти всемогущ; 3) настоящее, обремененное тьмой прошлого, достойно критики; 4) будущее, оплодотворенное светом человеческого разума, лучше, чем настоящее. Утопия как социально-политическая вербализация мифологемы человека-творца, являет собой матрицу политико-экономического развития новоевропейской цивилизации, получившей свое последующее концептуальное оформление в теориях прогресса у просветителей, в немецком идеализме и в марксизме. В позднегуманистической философии (Сартр, Камю) утопический стиль культурно-исторической жизни начинает осмысливаться sub specie aeternitatis<#whitespace />— как экзистенция бесконечного самопроектирования. При этом утопический оптимизм уступает место стоическому взгляду на жизнь-проект как на сизифов труд преодоления небытия в абсурдном мире.
Д. Бурлака Вестник РХГИ № 3/1999 Теги: политика и государство, средневековая философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Богатырёв Д. К. |