КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Ньютон И.

НЬЮТОН (Newton) Исаак (1643—1727) — великий англ

НЬЮТОН (Newton) Исаак (1643—1727) — великий англ. мыслитель, физик, математик, астроном. Воздействие космологич. идей Н. на нов. европ. миросозерцание подобно Аристотелеву на средневековье. Влияние Н. на англ. Просвещение считают определяющим. Н. — создатель (наряду с Лейбницем), дифференц. и интегр. исчисления, автор выдающихся открытий в оптике. Он создал систему классич. механики, в русле к-рой астрономия теоретически оформилась как небесная механика, сформулировал закон всемирного тяготения, концептуально обосновал законы Кеплера, обобщив и объяснив большой объем опытных данных. В связи с этим гл. его труд «Математические начала натуральной философии» (1687) стал образцом естественнонауч. теории и парадигмой стиля классич. науч. мышления вообще. После Н. совершенная теория, в том числе философская (хотя осознано это Гегелем) строится как теоретич. дедукция понятий из единого принципа, к-рый вначале выступает в кач-ве аналитич. абстракции от ряда индуктивных (эмпирич. и умозрит.) операций, а в конце — как синтетически сконструированное (конкретное) целое — внутренне-совершенное и внешне-оправданное единство понятия и реальности предмета, его теория-идея. Так организов. знание становится духовной собственностью субъекта, а потому — силой. Этим Н. не только впервые полно воплотил мечту Бэкона, но и реализовал идею Кузанского о мире как о математически выверенном отсвете красоты божественного света (в оптике, к-рой Н. очень интересовался, и отстаивал идею корпускулярного строения света, хотя признавал потребность волновых представлений для целостного его описания; подобно этому, механика Н. есть динамика точек, происходящая в абс. пространстве). Эстетический смысл истины Н. опускает, а тенденцию Кузанского к пантеизму заменяет деизмом, осн. на идее творения-первотолчка: совершенный Зодчий творит совершенный «часовой механизм», что одновременно является его запуском. Теория Н. является совершенной в свете идеи полезности, центральной для ценностной структуры новоевроп. миросозерцания. Свое знаменитое «Гипотез не измышляю», направленное непосредственно против картезианской физики, на себя Н. не распространял, выдвинув ряд гипотез (эфира, абс. пространства), нек-рые из коих были признаны оправданными как «работающие» т. е. позволяющие сгруппировать и объяснить факты и понятия. Совершенство концепции Н. породило соблазн (вполне реализованный в Нов. время) механицизма как универсального способа объяснения, чему повод дал сам Н.: «Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы». Историч. развитие физики как отдельной науки можно рассматривать как комментарий (уточняющий, дополняющий, развивающий или опровергающий) «Математическим началам натуральной философии, в результате к-рого предмет его оказался «абстрактным моментом» выросшей на его основе системы знания.

В аспекте метафизическом идейная структура ньютонианства есть спинозизм. В отличие от Аристотелева космоса, космос Н. не имеет структурного центра — все его точки демократически равноправны перед лицом всеобщ. законов. Космос имеет центр смысловой: универс. силу — силу тяготения. Она выполняет функцию спинозовской субстанции — тотальной деятельности причинения. Определяющая активность тяготения проявляется в абс. пространстве, именуемом Н. «вчувствилищем Бога» (атрибут протяжения), бесконечным модусом к-рого (как это потом осознано Эйнштейном) является время. Каждая точка в абс. пространстве (конечный модус) рационально (логически, математически), исчислима, т. е. существует и мыслится как атрибут мышления. Мир как пространственно-локализуемая динамика сил (модусов тяготения) оказывается уравнением, формулой. Определяющая дух Нов. времени воля к знанию-силе, оформлена Н. в мысль, где онтологич. существо всякой силы есть знание.

В отличие от Спинозы, Н. не отождествлял Бога с субстанцией (силой тяготения, природа коего, по Н., неизвестна), мысля его трансцендентным миру волящим деятелем, личностью. Но, подобно Спинозе, он отрицал божественную природу Христа и троичность. Н. был религ. человеком, интересовался вопросами теологии, оставил ряд работ о Свящ. Писании ( в нек-рых обнаружены явные рационалистич. натяжки), в т. ч. комментарий к Апокалипсису и кн. пророка Даниила.


Теги:  философия Нового времени
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Богатырёв Д. К.