|
Персоналии Пико делла МирандолаПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ (1463—1494) — философ эпохи Возрождения, представитель платоновской Академии во Флоренции, один из самых ярких персонажей итальянского Ренессанса, мыслитель, как никто другой выразительно сформулировавший основную гуманистическую интуицию о Человеке — творце самого себя и своей собственной судьбы. Рассматривая различные философские доктрины как аспекты единой Истины, П. поддержал начатую Фичино выработку единого «общечеловеческого» философско-религиозного миросозерцания, но перевел интерес из сферы религиозной истории в область собственно метафизики. Пытаясь синтезировать христианство с каббалой и аверроизмом, он подготовил и послал в Рим «Философские, теологические и каббалистические выводы», содержащие 900 тезисов «обо всем, что познаваемо» (отчасти заимствованные, отчасти самостоятельные), которые собирался защищать в диспуте с христианскими учеными «всей Европы». Папская курия признала их еретическими, диспут не состоялся. Известным для широких кругов своих современников П. стал благодаря «Речи о достоинстве человека», замысленной как преамбула к готовившейся дискуссии. Философия П., с одной стороны, интегрирует основные понятия возрожденческого неоплатонизма, с другой — содержит идеи, выходящие за рамки платоновской (идеалистической) традиции как таковой, близкие волюнтаризму и персонализму. Человек, по П., представляет особый мир в созданном Богом универсуме. Бог творит бытие для человека и ставит его в «центре» мира. Человек — существо «срединно-подвижное», он способен опускаться до уровня животных и даже растений (пифагорейские «метаморфозы» П. трактовал буквально) и подниматься к ангелам и Богу, оставаясь при этом тождественным самому себе — «неиным». Это возможно, ибо человек — создание «неопределенного образа», в которое Отец вложил «зародыши» всех тварей. Таков замысел творца, который создает человека существом «не смертным, но и не бессмертным, не небесным, но и не только земным, дабы тот, чуждый каких-либо стеснений, сам сделал себя творцом и выковал свой окончательный образ». Философия П. вырастает как гуманистическая интерпретация христианской идеи богоподобия человека. Понятие человека формулируется на основе интуиции Абсолютного, характерной для позднего средневековья и определившей категориально-мифологический строй мистики Экхарта (творящий и познавший себя Абсолют) и Николая Кузанского (Бог как «совпадение противоположностей», «неиное», «возможность-бытие»). Рассматривая воззрения П. на уровне их категориальной структуры, можно сказать, что он прилагает обрисованный выше образ Абсолютного к человеку, поэтому человек в его доктрине предстает обладающим неисчерпаемой потенцией и перманентно трансцендирующим за свои пределы субъектом. Концепция П. символизирует собой едва ли не самое радикальное (наряду с Бруно) звено «коперниканского переворота» в религиозно-нравственном сознании западно-христианского мира. Она формулирует религиозно-онтологическое обоснование всего идейно-мифологического комплекса гуманистической культуры: опорная парадигма духовной практики средневековья — Спасение — уступает место творчеству. Не спасение, а творчество — смысл человеческой жизни, оно нужно не для спасения (в качестве средства преображения порабощенной грехом человеческой природы), а напрямую — для Бога. При значительном увлечении идеями внехристианской духовности, концепция человека, предложенная П., не является языческой: человек — субъект истории, а не элемент космического круговорота, жизнь которого протекает под знаками фатума (сам Бог наделяет человека статусом творца). П. придает идее человека — творца вещей и событий, выработанной средневековым христианским сознанием, предельно сильное выражение, трансформируя ее в понятие человека, создавшего самого себя (как бы продолжающего творение, начатое Богом). Еще более радикальным шагом, сделанным в этом направлении секулярной гуманистической культурой, станет образ человека, творящего Бога: от «если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать» Вольтера, до Фейербаха, Ницше, Маркса, Фрейда, которые по-разному сформулировали идентичное в сущности представление о Боге, как «иллюзии», созданной человеком и им же разоблаченной. Мистика «рождения Бога в человеке» представлена Бемэ и особенно Шефлером (Ангелусом Силезиусом). Стремление вскрыть положительный религиозно-онтологический смысл человеческого творчества, исходя из христианских понятий, представляет собой опыт русской религиозной философии XIX—XX столетий. В частности, идея творчества как божеского «задания» человеку стала одной из важнейших у Н. Бердяева.
Д. Бурлака Вестник РХГИ № 3/1999 Теги: католицизм, Возрождение, средневековая философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Богатырёв Д. К. |