КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Фихте И. Г.

ЭМАНАЦИЯ (позднелат

фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — герм. мыслитель и обществ. деятель, представитель нем. классич. философии. Род. в крестьянской семье, обучался в Йене и Лейпциге. Преподавал философию в Йенском ун-те, опубликовал там гл. тр. «Основа общего наукоучения»; обвиненный в атеизме, покинул ун-т. С 1810 — проф. и ректор Берлинского ун-та. Вступил в ряды добровольцев, сопротивлявшихся Наполеону. Умер от тифа.

Непосредственно определяясь идеями Канта, Ф. пытался преодолеть свойственный критич. идеализму дуализм сознания и вещи-в-себе, т. е. реальности, как она есть, до обработки стпуктурами чувственности и рассудка, в плане последовательного субъективно-идеалистического монизма. У Ф. субъективный идеализм достигает своего предела. Вещь-в-себе есть мышление-в-себе — непроявленная, потенциальная деятельность трансцендентального, сверхэмпирического «Я». Абсолют Ф. есть чистая субъективная деятельность, укорененная в себе самой. Этим она отличается от поздних экзистенциалистич. ее трактовок, мыслящих субъективность связанной с Ничто. «Я» Ф. подобно лейбницевской монаде, но с предельно акцентированной активностью (бытие — вторично), понимаемой в первую очередь как воля, а не мысль, восприятие. Поэтому в плане изложения теоретич. часть «Наукоучения» предшествует практической (этико-волевой), однако в онтологич., сущностном, аспекте определяется последней. У Лейбница монада есть «живое зеркало», воспринимающее всю Вселенную, к-рая потому оказывается гос-вом монад. У Ф. «Я» творит мир как свое отражение, отталкивание «не-Я». Как и в монаде, у «Я» «нет окон»: в монаду ничто не проникает извне, из «Я» ничего не уходит — «не-Я» (бытие, мир) только акциденция «Я», но никак не субстанция. (Своим прямым идейным оппонентом Ф. видел Спинозу с его натуралистич. субстанциализмом, характеризуемым как догматизм.) Спинозовскому субстанциализму, построенному на обожествлении необходимости, Ф. противопоставляет свободу и волю, которые у него (в первый период творчества) своеобразным образом обожествляются.

Интересно, что «не-Я» нужно «Я» как материал, поле деятельности, в объекте субъект реализует себя делом. Желая наглядно (как этого требовал Декарт) представить процесс творения мира мыслящей волей абс. субъекта, Ф. выстраивает антитетич. методом (антитезис противопоставляется тезису) систему категорий, в к-рой универсум подобен логико-грамматически организованному алфавиту «от Я до А», где роль букв исполняют всеобщ. определения реальности, фактически — сознания. Кантовская гносеология превращается у Ф. в онтологию, при этом движущая причина философствования Ф. имеет явно собственнический смысл — истина есть то, чем владеет разум философствующего субъекта. В результате субъективная структура и деятельность сознания утверждаются как единств. бытие.

Субъективизм и рассудочность фихтеанства вызвали серьезную критику. В то же время идеи Ф. оказали сильнейшее влияние на Шеллинга, и особенно на Гегеля. Последний продумал до конца все гносеологич. замыслы и тенденции фихтеанства, онтологич. основанием чему послужило привлечение идей Аристотеля. Аристотелево понимание Абсолюта Гегелем динамизируется, он толкуется как фихтевское трансцендентальное «Я», субъект-объектность, приобретая у Гегеля статус вечности. Волящий мировой разум управляет созданным им миром. Вселенский размах гегелевской мысли обусловил качественно иную степень содержательности его системы категорий. Принято различать творчество Ф. «раннего» и «позднего» периодов. Существует мнение об их кардинальном различии.

Соч.: Основа общего наукоучения; Факты сознания.


Теги:  философия Нового времени
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Богатырёв Д. К.