КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Фичино Марсилио

Беме Якоб (1575—1624) — немецкий мистик, подытоживший развитие религиоз¬ной мысли Возрождения

ФИЧИНО МАРСИЛИО (1433—1499) — представитель философии Возрождения, глава платоновской Академии во Флоренции, католический священник, автор концепции все­общей естественной религии. Перевел с греческого на латинский всего Платона, много неоплатоников, части Ареопагитик, трактаты Гермитического корпуса. Был одним из самых влиятельных мыслителей среди современников.

Основные темы Ф. — космос, человек, религия представляют собой аспекты цело­стного миросозерцания. Космология, в принципе неоплатоническая, включает в себя средневековые, антично-языческие и специфично-ренессансные понятия и интуиции. Образ Абсолюта во многом заимствован от Ареопагита, однако Бог и мир сближаются через замену творения эманацией. Бог — онтологический центр мира. Его стихия — свет: видимый, чувственно-ощущаемый космос — образ света духовного и невидимо­го; уровни светоносности космоса соответствуют приближенности к Богу. Как сила, Бог есть любовь (amor), в понятии которой Ф. синтезирует представления об эросе и каритасе. Космос «держится» любовью: все вещи тяготеют к Богу и друг к другу, фор­мируя своего рода эротические иерархии, а удовлетворение любовного тяготения рож­дает наслаждение. Любовь, красота, наслаждение — реалии онтологические, скрепля­ющие сущее в единое целое. Космос у Ф. воспринимается в горизонте богопричастности (как создание благого Бога), но не греховно-падшести (как в средние века) или иллюзорности, как в классическом платонизме (мифологема Пещеры). За видимой кра­сотой стоит невидимая вечная структурность и гармоничность. Ее основа — Христос. Он — то Слово, которым Бог говорит с собой в вечности и которое во вне проявляется как идея (ангельский мир), понятие (человеческий мир), образ (материя).

В человеке тяготение сущего к Богу реализуется как богопознание. Богопознание — основа религии. Последняя — не сверхъестественный, данный Богом, но естествен­ный элемент духовной жизни человечества вне зависимости от его исторической, гео­графической, национальной, конфессиональной специфики. Христианство, безуслов­но, — высшая форма религиозной жизни, однако, оно нуждается в «очищении» от суе­верий и внешней обрядовости. Средство для этого — платонизм, который соединяет интеллектуальную технику и диалектическое мастерство с возможностью индивиду­ально-личной причастности истине — через мистическое ее созерцание, выгодно от­личаясь этим от формальной и сухой схоластической учености. Религия и философия, по Ф., «почти сестры» — «ученая религия» и «благочестивая философия».

Понимание религии как естественного и всеобщего процесса, сформулированное Ф., представляет собой теоретическое выражение тех существенных сдвигов, которые произошли в духовной жизни западно-христианского мира. Дело не только в интенсив­ном привлечении категорий метафизики для выражения истин откровения, проблема «преодоления платонизма» или аристотелизма в той или иной мере свойственна прак­тически всем теологическим доктринам. Ф. (сам католический священник) исходит в своих построениях из качественно новой идейно-методологической основы, нежели представители богословской мысли средних веков. 1. Основной субъект религиозной жизни не Бог (Он скорее объект почитания, познания и веры), а человек, точнее челове­чество; эта методологема особенно заметна в сопоставлении с неортодоксальной докт­риной Иоахима Флорского; где религия также рассматривается в аспекте многообразия ее форм (стадий развития), однако субъектом религиозной жизни является саморас­крывающийся в истории Бог-Троица. 2. Первичный орган религиозной жизни — разум (а не вера, воспринимающая Откровение трансцендентного Бога). 3. Человечество со­знается как всемирно-историческая целостность; Богу угодно, чтобы ему поклонялись различным образом. Концепция Ф. — это не «Сумма против язычников», но практи­чески первая в христианском мире философия религии в смысле дедукции различных ее форм из единого принципа.

Рассмотрение религиозной жизни человечества в горизонте ее цельности и един­ства представляет специфический феномен гуманистического сознания. Эта идея вклю­чает в себя различные модули для последующей интерпретации: оценивать язычество как «предпосылку» для библейского откровения, признавая ведущую роль христиан­ства (Шеллинг, Гегель, Вл. Соловьев, Трубецкой); видеть в религии естественный «врожденный» элемент человеческого сознания, признавая его «объективность» (деизм); рассматривать всю религиозную историю «демократически», т. е. как равноправные и одинаково успешные (либо безуспешные) формы поиска истины; редуцировать рели­гиозную жизнь как таковую к человеческой субъективности (Юм, разл. формы атеизма).

Тенденция выработать универсальное «общечеловеческое» мировоззрение в облас­ти философии продолжена Пико делла Мирандола.

Сочинения: Фичино М. Платоновская теология о бессмертии души, О христианской религии.

 

Д. Бурлака

Вестник РХГИ № 3/1999


Теги:  католицизм, Возрождение, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Богатырёв Д. К.