КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бонавентура

Бонавентура, Св

Бонавентура, Св., по отцу Джованни Фиданца, родился в 1217г. в Италии, в маленьком городке Баньореджио,, входившем в состав Папского государства. Его отец, также Джованни Фиданца, согласно преданию был врачом и происходил из знатного рода Фиданца ди Кастело, мать его звали Ритела.

С раннего детства Джованни был мистически связан со святым Франциском Ассизским. Существует легенда, что, будучи еще ребенком, он опасно заболел, и когда врачи отчаялись в его выздоровлении, мать обратилась с молитвой к св. Франциску Ассизскому, благодаря которой мальчик выздоровел, и таким образом с самого детства он был под благословением св. Франциска и прозван после своего выздоровления Buona Ventura (дитя счастья). И когда решался вопрос об обучении Джованни выбор был предопределен этим событием, он обучался во францисканском монастыре в родном городе. В возрасте девятнадцати- двадцати лет он приехал в Париж и поступил на факультет искусств. После окончания факультета искусств в 1242 г. Бонавентура вступил во францисканский орден и далее как монах-францисканец продолжил обучение на факультете теологии под руководством Александра из Гэльса, который стал для него учителем и другом. В 1248 г. Бонавентура заканчивает обучение и начинает преподавать сам. К тому времени в Парижском университете были уже утверждены две кафедры преподавателей теологии для доминиканцев и францисканцев. В 1248—1250 гг. он библейский бакалавр, то есть читает курс Библии под руководством профессора. С 1250 по 1253 гг. он уже сентенциальный бакалавр, читает Сентенции Петра Ломбарского, проповедует и ведет диспуты. В этот же период он пишет "Комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского", где подвергает критике взгляды Аверроэса и его латинских последователей. Эту работу св. Бонавентуры можно назвать богословским шедевром, так как почти все написанное им позже так или иначе базируется на этой работе1.

В 1254 г. после защиты диссертации "Спорные вопросы о Христовой науке" он получает титул доктора теологии и начинает преподавать во францисканской школе в Париже. Бонавентура, будучи членом ордена францисканцев, не мог получить официального зачисления на факультет теологии Парижского университета из-за оппозиции преподавательского состава этого университета, состоявшего из так называемого "белого" духовенства к монашеским орденам, именовавшихся "черным" духовенством. Только через четыре года Бонавентура был утвержден в качестве ординарного профессора на факультете теологии Парижского университета, где он преподавал вместе с Фомой Аквинским. Но вскоре Бонавентура оставляет преподавательскую деятельность, так как 2 февраля 1258г. его избирают генералом ордена францисканцев, и теперь вся жизнь его посвящена защите и духовному служению францисканского братства.

В октябре 1259 г. Бонавентура, находясь на горе Альверне, на склонах которой св. Франциску было видение шестикрылого серафима, пишет свой знаменитый «Путеводитель души к Богу 2», а в 1260 г. - житие св. Франциска, в связи с тем, что распространилось большое число различных, подчас противоречащих друг другу, версий жизни основателя ордена. Биография (legenda) св. Франциска3, написанная Бонавентурой, была признана единственно точной, а все прежние запрещены. Бонавентура также не оставляет своей полемики с латинскими аверроистами и продолжает выступать с христианскими толкованиями Аристотеля против аверроистов в своих проповедях4 .

3 июня 1273 г. папа Григорий<#whitespace />X, возвел св. Бонавентуру в кардиналы и посвятил в епископа Альбанского, а затем был направлен на Лионский собор, созванный папой Григорием Х с целью восстановить общение с греческой Церковью. Св. Бонавентура принял активное участие в работе собора, защищая идеалы нищенствующих орденов, поражал всех убежденностью и красотой своих речей в высказываниях по главному вопросу собора — вопросу соединением Церквей.

Вскоре, между первой и второй сессиями собора св. Бонавентура заболел и 15 июля 1274 г. умер. Похоронен он был во францисканском монастыре в Лионе. Собратья по ордену почитали его святым, но только спустя двести лет, 14 апреля 1482 г., в соборе св. Петра состоялась канонизация св. Бонавентуры, а спустя еще одно столетие, в 1587 г. папа Сикст V буллой Triumphantis Hienisalem (Торжествующий Иерусалим) причислил его к Учителям Церкви. Последующими поколениями богословов св. Бонавентура именовался как "doctor seraphicus" наравне с "doctor angelicus" Фомой Аквинатом, его современником и другом.

В духе св. Бонавентуры схоластическая философия и мистическое богословие того времени нашли свое уникальное и благодатное соединение. Именно в мистическом богословии св. Бонавентура, проникнутый духом св. Франциска и вдохновленный богопознавательным опытом бл. Августином, достиг высшего совершенства5 в осмыслении цели тварного мира и человеческого сознания в мистической перспективе высшей благодати - гармонии и любви. Хотя Бонавентура оставался верным идеалу и духу св. Франциска, он, в большей степени был богослов, а не аскет. Его идеал духовной жизни - это путь размышления, проходящий через испытание совести, размышление о страданиях и смерти Христа, приводящий к соединению с Богом через любовь и осознание божественной красоты в созерцании Троицы. Поэтому богословие для Бонавентуры6 как размышление есть следствие актов общения с Самим Богом, которые не уступают по силе чувства и мысли экстатическому переживанию присутствия Бога в его творениях, пережитых св. Франциском. И именно богословие как результат действия благодати, как дар Божий, есть сама метафизика христианской мистики. По мнению известного исследователя средневековой философии Э. Жильсона, именно создание такой метафизики -конечная цель, к которой всегда стремилась мысль Бонавентуры6. Образцом этой метафизики можно считать самое известное сочинение св. Бонавентуры -Itinerarium mentis ad Deum ("Путеводитель души к Богу"), частично представленное в этом издании.

Метафизика христианской мистики для Бонавентуры - это богословие, исходящее из Божественного откровения, истины которого принимаются волевым актом веры, а не постигаются разумом, ибо разум человеческий поврежден грехом. Разум же, освещенный светом веры помогает "возлюбившим божественную мудрость" соединить свой конечный дух с бесконечным объектом познания - Богом - в акте видения понимаемого (videre intellecta), в котором вера и разум совпадают. Это весьма существенный момент для учения Бонавентуры, подчеркивает Э. Жильсон, поскольку метафизика мистики была бы невозможна, если не признать законности акта познания, в котором совпадают несоединимые свет веры и свет разума. Именно этот путь духовной жизни, представлен в "Путеводителе..." как путь "пламенной любви ко Христу распятому", которая движет человека к совершенной мудрости и на этом пути проходит как бы три ступени: Первая -ступень - воспринимаемый чувствами мир, то есть природа, являющаяся следом Бога; вторая ступень -душа человека, сотворенная по образу Бога; и третья - возвышение над всем телесным и душевным, духовное созерцание, мистическая радость познания Бога и служения Ему. Но каждый из этих трех этапов удваивается, «... ведь можно рассматривать Бога и как альфу, и как омегу, то есть возможно видеть Бога... как через духовное зеркало, так и в духовном зеркале»8. воздвигается лестница из шести ступеней, имеющая мистическое соответствие шести дням творения, шести ступеням трона Соломона и шести крыльям серафимов.

Продолжая традицию св. Августина, Псевдо-Дионисия, св. Бернарда и школы св. Виктора, духовная доктрина Бонавентуры христоцентрична. Он воспринимает Христа центром всей сотворенной вселенной. Основной добродетелью христианской духовной жизни является смирение, а не уразумение; благодать есть богоподобие, обретаемое и душой и ее способностями; сущность христианского совершенства — любовь, которая совершенствуется в мудрости и с которой связаны мистические формы благода­ти; созерцание — совершенство в любви и в мудрости и представляет собой в большей степени блаженный опыт общения с Богом, чем видение; созерцание требует абсолютно пассивного состояния, посылается извне и обычно сопровождается какой-либо формой экстаза, называемого Бонавентурой excessus.

Другие сочинения св. Бонавентуры о духовной жизни Breviloquium, De triplici via, Soliloquium de quatuor mentalibus exercitiis и Lignum vita. Л.В.Бурлака



1<#whitespace />Е. Smeets, "Bonaventure" в Dictionnaire de Theologie Catholique, Vol. 2, p. 967.

 

2 См. в русском переводе: Бонавентура "Путеводитель души к Богу" Пер. с латинского и комм. В.Л.Задворного, М. 1993, Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина.

 

3 См. в русском переводе: Истоки францисканства. Большая Легенда, составленная святым Бонавентурой из Баньореджо. 1996, стр.521-704.

 

4 См. Проповедь "Collationes de decem praeceptis "? произнесенная в 1267 г. и проповедь "De donis Spiritus Sancti" ( О дарах Святого Духа)

 

5 Свидетельства о Бонавентуре ср. Opera Omnia, издательство Quaracchi.

 

6  См. Gilson E. La philosophic de Saint Bonaventure.- P.; Vrin, 1943.

 

8 Бонавентура "Путеводитель души к Богу" Пер. с латинского и комм. В.Л.Задворного, М. 1993,

стр.53.

 



Теги:  католицизм
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Богатырёва Л. В.