КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Зеленецкий К. П.

Зеленецкий Константин Петрович ( 1813-1858) – филолог и философ, с 1837 по 1858 г

Зеленецкий Константин Петрович ( 1813-1858) – филолог и философ, с 1837 по 1858 г. являвшийся профессором русской словесности в Ришельевском лицее в Одессе. З. развивал своеобразную спиритуалистическую философию, которую изложил в нескольких книжках «Опыта исследования некоторых теоретических вопросов» (1835-1836).

Философию З. понимал как науку о безусловном начале всякой жизни, предполагающую познание безусловного самого в себе, в его отношении к миру условному и в проявлении в феноменах этого мира. В качестве учения о бытии философия приобретает три аспекта: а) науки о бытии Существа Верховного, ведомого человеческому разуму через Откровение; б) науки о жизни природы физической; с) науки о жизни человеческого существа, представляющего вместе с природой творение Божие. Отсюда вытекают три основные части философии: метафизика, которую должны составлять, по З., рациональное богословие и общая онтология; философия природы физической и философия духа человеческого (См.: Опыт исследования некоторых теоретических вопросов. Кн. 1. С. 3-4). Метафизическое познание понималось мыслителем как непосредственное (можно сказать, металогическое) ведение, стоящее выше логики и основывающееся на самой природе нашего духа. Метафизика вырастает из живого духовного опыта человечества и только в виде научной системы оформляется согласно логическим принципам, которые сами порождаются знанием метафизическим. «Философствование, – писал З., – есть высочайшее напряжение духа, всегда граничащее с религиозным его парением, всегда теряющееся в нем» ( Там же. Кн. 3. С. 198).

В основании мироздания З. видел творческую силу Божественного духа, вечную премудрость Слова, создавшего вселенную. Предвечное Слово наложило печать мысли на сущность природы, внедрило смысловое начало в ее основу. Поэтому дух и мысль человеческие имеют дело не с бессмысленным бытием, а с бытийно-смысловой стихией вселенской жизни. «Мысль наша, – указывал З., – есть не иное что, как сплав двух однородных стихи, из которых одна есть идеальная сторона вещей, воспринимаемая духом, и переселяющаяся в его жизнь, а другая творческая сила духа, животворящая и образующая этот материал в гармоническое целое. В мысли посему знаменательность и бытность (идеальность и реальность) являются в высочайшем единстве. В мысли чистейшее слитие внешней и внутренней сторон жизни» ( Там же. Кн. 3. С 144).

Сущность человеческого духа, по З., есть бытие бесконечное, способность к бесконечно многообразным формам деятельности, но сама деятельность – вечно вторичное, по форме ограниченное и частное. Сущность человеческого духа не подлежит сознанию, последнее обладает только впечатлениями видимого мира. Безусловная сущность духа именуется З. подлежательностью, а совокупность миропредставлений – предлежательностью. Первая как высочайшее (сверхсознательное) единство человеческой духовности есть искра Божественной сущности человека. Подлежательность же – высочайшее разнообразие и сложность жизнедеятельности в пространстве и времени видимого мира. Первейшая потребность духа – утверждать свою самобытность в отношении мира видимого посредством самосознания, которое есть первоначальный закон духовной деятельности. Основная же деятельность духа – мышление. Дух полагает как сущее и постигает только то, что согласно с законами его разума и с его сущностью, и потому явления предлежательности пребывают в духе, не нарушая его самобытности ( См.: Там же. Кн. 4. С. 206-209).

Общим и первоначальным основанием всех направлений жизни человеческого духа, по З., является религия. В сокровенной основе нашей духовной жизни коренится несокрушимое убеждение в бытии Божественного Существа. Вера побуждает всякую деятельность духа человеческого, содержа, как в семени, все будущее развитие разума.

Большое внимание З. уделал философии языка, прилагая ее к вопросам осмысления природы языка русского и закладывая основы учения о самобытности национальной культуры. Необходимость народов мыслитель видит в том, что они – посредники между общечеловеческим началом и индивидуальной личностью. Поэтому исследовать самобытное развитие содержаний, входящих в состав жизни человечества, нужно через рассмотрение жизни народа. Поскольку народная общность избирает себе определенные цели деятельности и осуществляет их в истории, эта общность приобретает личный характер. «…Личность народа, как средоточие всей его жизни, есть источник всех его действий, направленных внутрь себя, для утверждения и укрепления оной, или во внешность, для защищения и для распространения пределов оной» ( Там же. Кн. 1. С. 53-54). Политическая история народа, таким образом, есть история его личности, выражающая бытие его внутренних: духовных и промышленных сил, а отношения наций между собой подобных отношению лиц.

Духовная самобытность народа, его национальный характер, его верования, понятия, заветные думы, его врожденная философия ближайшим образом выражаются в национально своеобразной речи. Пренебречь своим языком, на взгляд З., значит произвольно лишить себя того участия, которое дано Провидением каждому народу и каждому его члену в общих судьбах человечества. Русский язык, по мнению мыслителя, свидетельствует своей внутренней свободой, силой, гибкостью, органическим единством мыслимости и чувственности, способностью выражать все разнообразные оттенки личного взгляда на мир о великих самобытных дарованиях русского народа.

Как философ, ученый, одаренный представитель национально ориентированного просвещения первой половины XIX в. З. оказался забыт историками русской мысли и культуры. Между тем его языковедческие и философские работы отмечает живая одухотворенность, ответственность мысли, научная серьезность и систематичность, и он должен быть признан одним из талантливых участников процесса строительства русского религиозно-философского мировоззрения.

------------------------------

Соч.: Опыт исследования некоторых теоретических вопросов. Кн. 1-4. М., 1935-1836; Система и содержание философского языкоучения с приложением к языку русскому. СПб., 1841; Теория поэзии. Одесса, 1848; О языке церковно-славянском, его начале, образователях и исторических судьбах. Одесса, 1846; Об особенностях языка русского и об отношении его к языкам западноевропейским. Одесса, 1848; Введение в общую филологию. Одесса, 1853.

Лит.: Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л. Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии .Свердловск, 1991. С. 327-333.

Булычев Ю.Ю.

 


Теги:  православие, русская философия
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.