|
Персоналии Крижанич Ю.КРИЖАНИЧ ЮРИЙ<#whitespace />(1618-1683) – выдающийся славянский философ, богослов, политический мыслитель. Родился в г. Бихач, происходил из дворянского хорватского рода, рос среди простых людей, под влиянием народной культуры. Героические сербские песни воспитали в нем глубокий славянский патриотизм. С молодых лет К. проявил стремление к образованию. Будучи католиком, он в 1641 г. поступил в греческую коллегию св. Афанасия, созданную папой Григорием XIII для проведения униатской деятельности и в 1642 г. был рукоположен в сан священника. К. освоил греческий язык, изучал православное богословие, увлекся Россией, стал знакомиться с записями путешественников о Московии и настоятельно проситься туда у церковного начальства в качестве католического миссионера. В 1647 г. К. первый раз недолгое время побыл в Москве, а затем в 1659 г. без разрешения своих духовных властей прибыл в Московию. К этому времени он уже понимал, что восточное христианство составляет основу духовной самобытности русского народа и оставил надежды на обращения русских в католичество. Судя по записке, написанной перед отъездом, К. не считал московитян ни еретиками, ни схизматиками и желал не проповедовать им веру, но приобщать их к добродетелям, наукам и искусствам (См.: Богословские труды. С. 251-252). В Москве он предложил себя на «вечную службу» царю Алексею Михайловичу, был назначен переводчиком в Посольский приказ, но в 1661 г. был сослан в Тобольск, где находился до 1976 г. В Тобольске К. написал целый ряд произведений, в частности, «Толкование исторических пророчеств», «О божественном провидении», «Грамматические изыскания о русском языке», «Обличение на соловецкую челобитную», «Беседа о суеверии». Поскольку мыслитель верил во всеславянскую роль России и желал способствовать силе, славе и просвещению русского государства, то в годы ссылки он написал также пространный трактат, предназначенный царю и названный автором «Беседы о правлении» (впоследствии трактат получил название «Политика»). Вскоре после освобождения из многолетней ссылки, в 1678 г. Крижанич покинул Россию, а в 1683 г. погиб в битве под Веной. На страницах своего трактата «Политика» Крижанич развил представления о ценности философии в рамках христианского мировоззрения, вдумчиво исследовал достоинства и недостатки русского народа и государства, поставив ряд насущных задач исторического развития России в русле ее традиционных устоев. В разделе «О мудрости» мыслитель подчеркивает, что в отличие от зверей человек рождается слабым, голым, безоружным и только два дара даны человеческому существу – разум и руки. Причем наш разум требует постоянного стремления к мудрости, которую составляет знание о Боге, о небе, о земле, о человеческих нравах, о законопорядке и обо всяких необходимых вещах. Знание суть понимание причин вещей. Основополагающих причин четыре: Творец, материал, форма, цель. Философия, на взгляд К. есть желание мудрости, а философ – рачитель мудрости. Философствование – это не особое искусство или наука, а скорее тщательная рассудительность или опытность в понимании всех вещей. Мудрость для человека важнее всего, хотя и не ощущаема. В силу ее неощутимости многие ее не ищут. Однако всякий разумный муж должен быть философом в своих делах и заботиться как о духовной мудрости, состоящей в богословском знании, так и о мирской мудрости, определяющейся знанием философии, математики и механики. Из всех мирских наук самая благородная – политика. Это королевская мудрость. Она предполагает два основных правила: познай самого себя и не верь чужестранцам. Всякий, посвящающий себя политической мудрости, должен стремиться исследовать природные качества своего народа, его природный нрав, его таланты, достоинства и пороки. Надо изучать собственный образ жизни, силу и слабость своей страны, традиции отечественного правления, разбираясь, что в обычаях хорошо, а что плохо. Кроме того надо познавать силу и слабость врагов, уметь пользоваться своим добром, скрывать от чужестранцев свои тайны, уметь различать истинные и ложные советы. «Хороший правитель, - поучал Крижанич,- не довольствуется тем, что сохраняет государство в прежнем его состоянии, но всегда стремится сделать его богаче, сильнее, достойнее и непременно счастливее. И кто не старается улучшить свое государство, несомненно ухудшает его, ибо оно не может долго оставаться в одном состоянии, а становится либо лучше, либо хуже. Улучшение же и укрепление государства гораздо более зависит от хорошего законодательства, нежели от расширения рубежей и завоевания новых стран» ( Политика. С. 373). С точки зрения автора «Политики», русский народ имеет немало предпосылок для благополучного существования. Русские люди не честолюбивы, покладисты, просты в еде и питье, обладают искусством делать припасы, имеют хороший ум. Крестьянам и бедным людям живется на Руси благополучнее, чем в других странах. К большим достоинствам русского государства К. относит крепкую царскую власть, церковную дисциплину, строгий запрет ересей. Тем не менее, сочувственный, но объективный взгляд славянского философа находит в России и много недостатков. Одним из главных пороков всего славянского племени К. считает умственную неразвитость, слабость просвещения и самосознания. Из этого он выводит другой славянский недостаток – чрезмерное доверие иностранцам и подражание иноземным обычаям. Со своим «бешеным доверием» к иноплеменникам русские делаются жертвами острого ума, учености, хитрости, непревзойденной лживости, льстивости, словом, глубокой порочности чужестранцев, легко превращающих простодушных славян в дураков и заставляющих их служить чужим интересам. Будучи образованным человеком, сознающим необходимость международной торговли, международного обмена знаниями и ремеслами, К. не доходит до проповеди изоляционизма. Он предостерегает лишь от пагубы «чужебесия», указывая, что в отношениях с иностранцами надо преследовать свой интерес, не быть орудиями в их руках, не заимствовать еретических верований и бесовских искусств, типа магии и каббалистики. Было бы полезно для достоинства царства запретить иноязычные слова в приказных бумагах, челобитных, военных лагерях и в строю под отечественными знаменами, советует К. Кроме того, уместно не давать иноземцам дворянства и гражданства; не разрешать им строить каменные дома; не дозволять селиться бродячим народам, вроде евреев и цыган; беспощадно пресекать распространение ересей и оккультизма; позволить странствовать только монахам и нищенствующим епископам. Философ рекомендует также дать бой и собственным недостаткам русского народа: пьянству и праздности, излишней роскоши в одежде, неискусности в ремеслах, дальней торговле, земледелии, домашнем хозяйстве. Ключевым фактором благополучного развития Руси мыслитель считал просвещение народа. По его мнению, мудрость в человеческом бытии важнее всего, хотя физически и неощутима. Причем она может переходить от нации к нации. Славяне должны приобщиться к универсальному знанию и проявить себя в нем, подобно немцам и итальянцам. Именно сейчас, когда Бог вознес силу Руси, ее величие требует мудрости. Среди русских же укоренился глупый предрассудок, что богословие, философия и знание языков - знания еретические. Это заблуждение К. именует «мудроборческой ересью». Он утверждает, что ереси возникают от глупости, а не от ума, что еретичество порождается ложной мудростью, искореняется мудростью истинной, а из-за невежества и в неграмотной среде сохраняется вовеки. Ведь святые отцы были мудрые и не зачинали ересей, но боролись с ними и одолевали их, убеждает К. русских «мудроборцев». В лице Юрия К. мы встречаем на Руси первого христианского философа, ясно поставившего целый ряд насущных задач формирования просвещенного самосознания и творческого саморазвития русской цивилизации. Именно этот мыслитель, увидев в Московском царстве прискорбную умственную неразвитость массы людей, указал как на опасности, порождаемые невежеством, так и на угрозу неразборчивого заимствования иноземных воззрений. Постановка К. культурно-исторической задачи развивать русское просвещение в строгом соответствии с христианскими устоями и национальными традициями Руси делает его первым в ряду тех мыслителей, которые в XVIII – XIX вв. отстаивали концепцию развития отечественного просвещения не вопреки, а в согласии с традиционной духовной культурой русского народа. Подобно М.М.Щербатову, И.Н.Болтину, Н.М.Карамзину, И.В.Киреевскому, А.С.Хомякову, К.С.Аксакову, К., по справедливому заключению исследователя его биографии, «боролся за укрепление национальных устоев великой славянской державы – России, полагая, что тем самым она станет примером и образцом для остальных славянских стран» (Пушкарев. С. 193). Соч.: О Промысле. - М., 1860; Собр. соч., вып. 1-3. – М., 1891-93; Политика. – М., 1965. Лит-ра.: Пушкарев Л.Н. Юрий Крижанич. Очерк жизни и творчества. - М., 1984; Аввакумов Ю.П. Сочинение Юрия Крижанича «Беседа о суеверии» // Богословские труды. Сб., 27. - М., 1986. (К статье прилагается библиография сочинений о Ю.Крижаниче.) Ю.Ю. Булычев
Теги: православие, русская философия Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |