КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Кудрявцев-Платонов В. Д.

КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич (1828 -1891) – крупный русский философ, метафизик

КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ<#whitespace />Виктор Дмитриевич (1828 -1891) – крупный русский философ, метафизик. Родился в Новоржевском уезде Псковской губернии в семье полкового священника. После окончания Духовной семинарии в 1848 г., поступил в Московскую Духовную академию. За отличные успехи ему была присвоена стипендия митр. Платона и вторая почетная фамилия Платонов. После окончания академии молодой ученый был оставлен при ней в звании бакалавра, преподавал библейскую историю и греческий язык, затем, после смерти своего учителя Ф.А. Голубинского, занял кафедру философии. В 1861 г. К.-П. читал лекции по логике, истории философии и психологии наследнику цесаревичу Николаю Александровичу и Великому князю Николаю Максимилиановичу. После защиты докторской диссертации на тему «Религия, ее сущность и происхождение», философ вел интенсивную научную работу в области богословия и религиозной философии, публиковал статьи в журналах «Православное обозрение», «Богословский Вестник», «Вера и разум», участвовал в русском переводе и редактировании творений св. отцов Восточной Церкви, издаваемых Московской Духовной академией.

Философию К.-П. понимал как науку об абсолютном и об идеях, рассматриваемых в их отношении к абсолютному, во взаимной связи и проявлении в бытии феноменального мира. Он указывал, что «влияние религии на ход философского мышления должно быть влиянием советующего друга и руководителя, но не простираться до деспотического давления и стеснения свободы этого мышления» (Соч., т. 1, вып. 1, с.113). К.-П. заложил основание цельной и в то же время достаточно открытой и динамичной системы религиозной философии в духе христианского теизма. Основной ее принцип мыслитель назвал «трансцендентальным монизмом», четко очертив суть последнего сравнительно с различными видами «субстанциального монизма», лежащего в основе идеалистических и материалистических концепций. С точки зрения монизма трансцендентального, объединяющего дух и материю начала надо искать не к них самих, а «в Существе высочайшем и совершеннейшем, отличном от мира, – писал мыслитель. – С признанием такого Существа, которое не может быть простою только субстанциею мировых явлений, духовною или физическою, но высшею их творческою причиной, легко можно будет согласить так называемый дуализм духа и материи, потому что этот дуализм не будет непримиримым раздвоением его собственной природы, но положенным им различием двух основных начал условного бытия, которое именно в силу самой своей условности и ограниченности должно носить не только внешнее ограничение в своем отличии от Существа высочайшего, но и внутреннее самоограничение в различии своих сторон» (Соч., т. 1, вып. 2, с. 185). Коренную ложь пантеизма мыслитель видел в том, что он уничтожает относительную самостоятельность природы и духа (вовлекая их в Абсолют в качестве его моментов), а также суверенность самого абсолютного, делая его имманентным принципом бытия. Идея премирного Существа Божия является смысловым центром всех построений и размышлений К.-П, первоначалом, проникающим все части его системы и придающим мышлению философа внутренне цельный, органичный религиозно-метафизический характер.

В области метафизики К.-П. выделяет две главные части: 1. Гносеологию и 2. Онтологию, подразделяя последнюю на учение о безусловно сущем или Боге (естественное богословие) и учение об условно сущем или о мире физическом (космология) и о мире духовном (рациональная психология). Основная мысль гносеологии К.-П. состоит в том, что наше знание, как эмпирическое, так и рациональное – не субъективный продукт, а выражение в человеческом сознании самой природы, ее различных свойств и сторон. Причем человеческие идеи отражают объективную идеальную действительность, идеальное царство, сосредоточенное в Существе совершенном. Особым органом для созерцания и восприятия этого идеального мира человеку служит ум, подобно тому как чувства служат для восприятия мира физического. Центр тяжести онтологических воззрений К.-П. – в анализе доказательств бытия Божия, которые он связывает по принципу дополнительности и рассматривает в следующих аспектах: космологическом, телеологическом, онтологическом, гносеологическом, психологическом, историческом, нравственном. Все доказательства бытия Божия, с точки зрения К.-П. не выдерживают строго логической проверки, так как истина, выводимая в заключении, предполагается в посылке, а сами посылки не имеют аксиоматической неоспоримости. Но если мы предположим какую-либо непосредственную известность нам Бога (через внутреннее чувство, веру и т.п. формы опыта), то эти доказательства приобретают бесспорное и существенно проясняющее значение.

Космологический раздел онтологии К.-П. строит вокруг проблемы миротворения. Центральная роль здесь этой проблемы предопределяется теистическим понятием Бога, сформулированном в первом разделе онтологии (учении о безусловно сущем), а также невозможностью объяснить происхождение мира как условного бытия какими-либо другими способами. Рассматривая логические возражения против миротворения, философ обращает внимание, что тезис «из ничего не бывает ничего» не имеет метафизического значения рациональной аксиомы, а может претендовать лишь на роль эмпирического закона природы, применимого только к происхождению отдельных вещей, а не мира в целом. Условия же мира в целом, поскольку за ними нет уже ничего, только и могут возникнуть из ничего. И при том – или случайно, или творческой волей Существа всемогущего. Так как первое немыслимо, то остается признать второе. Если же мы захотим придать рассматриваемому положению аксиоматическое значение, то его следует сформулировать так: «само собой из ничего не может произойти ничего» или проще: «без всякой причины не бывает ничего». Но этой аксиоме противоречит не учение о творении мира, а материализм. Значительную роль в космологии К.-П. играют телеологические идеи, которые он развивает, обсуждая вопрос о качественной стороне мироздания, о цели мирового бытия. С точки зрения мыслителя заключение от частных, вполне очевидных фактов целесообразности к общему отрицанию целевой причины природы несостоятельно. Несовершенства же природной целесообразности говорят лишь против ее абсолютизации, и тем самым дают аргументы в пользу признания реальности запредельного природе телеологического фактора мирового бытия. Основная телеологическая мысль всей системы К.-П., по словам А. Введенского, состоит в том, что природа и дух, несмотря на свое различие, «имеют как бы общее зерно, связаны идеальною телеологическою связью, представляют в глубочайшей основе целое, а это относительно самостоятельное целое, в свою очередь, родственно со своею абсолютною Первопричиною, Богом, отображением совершенств Которого оно служит, от Которого зависит по происхождению и по бытию» (Указ. соч. Введенского, с. 49).

К.-П. явил собой тип подлинно христианского философа, строго следующего теистической установке и чуждого стремлению к внешней оригинальности. Он был привержен уравновешенному и ясному мышлению, одухотворенному идеалом высокой метафизики и согретому пониманием нравственной природы человеческой души. Замечательным образом этот скромный и добросовестный ученый соединял в себе целостную религиозную интуицию с блестящими аналитическими способностями. Творчество К.-П. способствовало сближению религиозной и светской культуры, высвобождению русской философской мысли из-под влияния западной секулярной философии. Хотя какой-либо собственной школы мыслитель не основал и не имел широкой общественной известности, его журнальные статьи по вопросам, служившим предметом общественного внимания в 60-е годы XIX в., (о позитивизме и материализме, о прогрессе и дарвинизме) явились факторами русского религиозно-философского подъема, который ознаменовал начало ХХ столетия.

Соч.: Религия, ее сущность и происхождение (докт. диссертация).- М., 1871; Введение в философию. - М., 1889; Сочинения в трех томах. – Сергиев Посад, 1892 – 1894. (Том 1 – исследования и статьи по введению в философию и гносеологию: том 2 – исследования и статьи по естественному богословию; том 3 – исследования и статьи по космологии и рациональной психологии).

Лит-ра: Введенский А. О характере, составе и значении философии В.Д.Кудрявцева-Платонова. – Сергиев Посад, 1893; Зеньковский В.В. История русской философии.Т. 2, часть 1, гл.3.

Ю.Ю.Булычев

 


Теги:  православие
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.