КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Радищев А. Н.

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749 - 1802) – известный мыслитель, общественный деятель, публицист

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ<#whitespace />(1749 - 1802) известный мыслитель, общественный деятель, публицист. Родился в дворянской семье, получил отличное домашнее образование, затем учился в пажеском корпусе, где стал выдающимся учеником, был послан на учебу за границу в числе 12 одаренных молодых людей. Заграничное обучение усилило влияние на Р. французской просветительской философии и сыграло решающую роль в формировании его мировоззрения. После возвращения в Россию Р. с 1771 по 1790 г. с небольшим перерывом находился на государственной службе ( в Сенате, в коммерц-коллегии, в Петербургской таможне). В 1780-х гг. складывается революционные убеждения Р., которые выражаются в оде «Вольность» (1783). В 1790 г. была издана знаменитая книга Р. “Путешествие из Петербурга в Москву”, которая вызвала негодование императрицы. Екатерина Вторая самолично прочла книгу с карандашом в руке и признала ее автора идеологом революции в России. 30 июня этого же года Р. был заключен в крепость. На допросах признал себя преступником и говорил, что написал многое по сумасшествию и сумасбродству, но тут же сопровождал свое раскаяние оговорками, которые сводили на нет его покаяние. Суд приговорил писателя к смерти, но Екатерина помиловала его и сослала в десятилетнюю ссылку в Илимск. Там Р. жил с семьей и со своей библиотекой, выписывая французские и немецкие журналы и занимаясь философией. Император Павел I в 1797 г. вернул опального мыслителя из ссылки. Александр I полностью простил Р., который был назначен в комиссию по составлению законов. Вдохновленный царской милостью, Р. составил такой радикальный проект реформ, что председатель комиссии сделал ему строгий выговор и пригрозил Сибирью. Это так тяжело подействовало на Р., что в ночь на 12 сентября 1802 г. он покончил жизнь самоубийством.

Р. явился в нашей истории первым восторженным пропагандистом революции и первым ярким представителем революционно-романтической мысли. Его «Путешествие» - условная форма, которую Р. нашел для выражения весьма отвлеченных, заимствованных из французских книг, представлений и понятий. Поэтому во время своего литературного передвижения автор описывает преимущественно свои политические верования, сны, зачитывает в изобилии находимые по дороге рукописи - трактаты о должном мироустройстве, поэму о свободе и демократии. Эта странная смесь вымыслов, снов, путевых заметок и политико-правовых трактатов с демократическими стихами, а проектов социальных преобразований с рассказами случайно встретившихся путешественнику людей придает сочинению Р. художественно неорганичный смысл тенденциозного, памфлетического сочинения. Все многостраничные описания езды, встреченных лиц и обстоятельных сновидений предпринимаются автором только затем, чтобы задать нужное направление политической мысли, чтобы получить формальное право критических высказываний по поводу настоящего и выражения заветных дум о грядущем «самодержавии народа». Публицистический, а отчасти и поэтический пафос Р. определяется восторженным преклонением перед идеологией всеобщей свободы, равенства и братства. Практические вопросы о том, в какой мере и как возможно приблизить конкретное общество к просветительским идеалам, на каких условиях освободить крестьян, какого рода усовершенствования ввести в государственное устройство, автора нимало не интересуют.

Р. можно считать не только нашим первым революционным романтиком, но и первым литературным критиком, в том революционном смысле русской литературной критики, что занимаясь писательством, рассуждая о новых явлениях прозы и поэзии, истории и философии, о событиях общественной жизни, всякий типичный ее представитель имел в виду всегда только критику российской действительности с точки зрения какой-нибудь абстрактной идеологии. На идейную отвлеченность и художественную малосостоятельность радищевских сочинений обратил внимание А.С.Пушкин. В статье «Александр Радищев» Пушкин, отметив «рыцарскую совестливость» автора «Путешествия из Петербурга в Москву», признал это произведение очень посредственным и даже варварским по слогу. «Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч., - отзывался поэт, - преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного. В Радищеве, - заключал Пушкин, - отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидрота и Реналя; но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему, - вот что мы видим в Радищеве» (Указ. соч., с.196).

Философские взгляды Р. запечатлелись в трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», который был написан в ссылке. В этом сочинении чувствуется влияние французской и немецкой философии, но вместе с тем отражается весьма своеобразное мировоззрение автора. В частности Р. заключает, что материя реальна, вещество – живое, а человек «сродственник» всему сущему на земле, не только зверю и птице, но и растению, грибу, металлу, камню, земле. Вместе с тем человек – особое существо. Он обладает беспредельной возможностью как совершенствоваться, так и развращаться. Р. ставит вопрос о том, что есть наша единственность, т. е. «Я » . Этот вопрос он стремится разъяснить, опираясь на научные факты и сознание «человеческой естественности». Мыслитель подробно рассматривает сходство и различие человека с другими живыми существами. Переходя от биологии и физиологии к духовным вопросам, Р. говорит о внутреннем чувстве правды и неправды, присущем человеку. Только человек, замечает Р., сознает, что есть Бог. Вопрос о смерти и бессмертии личности Р. разрешает в пользу бессмертия души. Он не находит никаких признаков ее смертности и предполагает, что душа существует вечно. К этой мысли его приводят также соображения добродетели и интуиция вечной жизни, живущая в человеке.

При вере в бессмертие души, Р. горячо защищает права природного человеческого естества, считая умерщвление страстей уродливым. Корень страстей благой – они не дают человеку застояться, заснуть, они тревожат его душу и творческие способности. Р. отстаивает свободное проявление природных сил в человеке и в сфере его существовании. Как естественную ценность он понимает и социальную свободу. Она для Р. прежде всего означает раскрепощение крестьянства, обретение им первозданного естества жизни. Но эта же установка предрасполагает мыслителя к анархизму и утопизму, ибо само по себе естество – бессмысленная стихия, нуждающаяся в руководстве духовными ценностями. А.С.Пушкин, в названной выше статье, весьма критически отозвался и о философском сочинении Р.: «Самое пространное из его сочинений есть философское рассуждение “О человеке и о его смертности и бессмертии”. Умствования его пошлы и не оживлены слогом. Радищев хотя и вооружается противу материализма, но в нем все еще виден ученик Гельвеция. Он охотнее излагает, нежели опровергает доводы чистого атеизма» (Указ. соч., с.197).

Р. представляет собой идеологически знаковую и глубоко трагичную фигуру в истории русского самосознания. Начиная с Р. и подобных ему мыслителей, писателей, общественных деятелей XVIII в. устанавливается, говоря словами английского историка Дж. Кипа, идейная «диктатура Парижа над Петербургом», в конечном счете приведшая к разрыву значительной части отечественной интеллигенции с традициями русской культуры и российской действительностью. Еще в сравнительно раннем, расплывчатом и христианизированном виде Р. являет нам тип революционно-утопического идеолога, охваченного романтическим пафосом борьбы против конкретной действительности во имя абстрактно понимаемой личной и народной свободы. Очевидно, именно радикальный утопизм и духовное отчуждение Р. от реальной жизни привели его к самоуничтожению.

Соч.: Путешествие из Петербурга в Москву. Полн. собр. соч, т. 1.- М.-Л., 1938; О человеке, о его смертности и бессмертии. Полн. собр. соч, т. 2.- М.-Л., 1941.

Лит-ра.: Пушкин А.С. Александр Радищев. Полн. собр. соч., т. 5.- М., 1954; Бобров Е. А.Н.Радищев как философ. Философия в России. Материалы, исследования, заметки, вып. 3. Казань, 1900; Лапшин И.И. Философские взгляды А.Н.Радищева. - Петроград, 1922.

Ю.Ю. Булычев


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.