|
Персоналии Серафим СаровскийСерафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович; 1759-1833) — великий русский святой. Родился в Курске, в купеческой семье, был воспитан матерью, поскольку отец умер, когда Прохору еще не исполнилось трех лет. Уже в десятилетнем возрасте будущему святому подвижнику было видение Богородицы, которое укрепило его детскую веру. На 17-м году жизни он вознамерился оставить мир и вступить на путь иночества. Прозорливый затворник Досифей, живший в окрестностях Киева, благословил его пойти в Саровскую пустынь, близ Арзамаса. 20 ноября 1778 Прохор вступил в Саровский монастырь, а в 1780 тяжело заболел. Недуг продолжался три года и прошел только после чудесного вмешательства Богородицы. В 1786 Прохор Мошнин был пострижен в монахи, получив иноческое имя Серафим (евр. «пламенный»). В том же году он был посвящен в иеродиаконы, а в 1794 — в иеромонахи. Около 20 лет С. С. шел трудным путем отшельничества, прежде чем повернулся лицом к миру и стал духовным отцом для многих мирян. В церковном предании С. С. предстает весь осиянный Божией благодатью, удостоенный не только частых видений Богородицы, но и благословения Самого Христа. Религиозному сознанию старца, как и сознанию всего православного русского народа, было присуще глубокое почитание Божией Матери. Именно по непосредственному Ее повелению С. С. и инокиня Александра (Агафья Семеновна Мельгунова) стали основателями Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Этот монастырь, близ села Дивеево, в 55 верстах от Арзамаса, считается, согласно воле Самой Девы Марии, четвертым уделом Пресвятой Богородицы во вселенной — после Иверии (Грузии), Афона и Киево-Печерской лавры. Божия Матерь, явившись преп. Серафиму на месте Дивеевской обители, внушила ее план и обошла ее территорию, придав ей определенные очертания. Согласно этому плану С. С. с помощью инокинь прокопал «канавку», которая с тех пор является одной из великих русских православных святынь. Вскоре после завершения этих трудов С. С. скончался. Это случилось в ночь с 1 на 2 января (по ст. ст.) 1833. Преподобный оставил своим духовным братьям и сестрам многие пророчества о судьбах России и мира. Некоторые из них сбылись (например, предсказание Крымской войны и кровопролитной антихристианской революции в России), некоторые еще ждут своего часа. Преподобный учил, что всякому, желающему жить духовно, должно начинать с деятельной жизни, а потом уже переходить к умосозерцанию. Деятельная жизнь ведет нас к активному совершенствованию и способствует правильному умозрению. С. С. всегда охотно принимал посетителей, стараясь каждому помочь мудрым советом, благословением, исцелял от болезней. В русской православной традиции образ С.С. как подвижника исихазма, проникнутого сердечным, милостивым отношением к людям, олицетворяет преображенное состояние человеческой природы и всего тварного мира. Еще при жизни святость С.С. стала фактом, признанным православным народом. Однако только в 1903 при личном участии Николая II Святейший синод санкционировал торжественное прославление С.С. В июле этого года в Саров со всех концов России собралось не менее ста тысяч человек, а также прибыли государь с императрицей, члены царской семьи и свита. Мощи С.С., извлеченные из могилы, где они находились 70 лет, были положены в мраморную раку в Успенском соборе Саровского монастыря. 19 июля 1903 (1 августа по нов. ст.) здесь и во всех других храмах обители была совершена панихида по С.С., этот день считается днем обретения мощей великого русского святого. В 1920-е гг. Саровский монастырь был закрыт, а мощи С. С. изъяты советскими властями и затем утеряны. В 1946 на месте, где была Саровская обитель, возник секретный центр по разработке ядерного оружия, известный ныне как Арзамас-16. В 1948 периметр секретного объекта был обнесен несколькими рядами колючей проволоки, и святые места сделались недоступными для верующих. Новое обретение мощей С. С. состоялось в конце 1990, когда сотрудники Ленинградского Музея истории религии и атеизма (Казанский собор) случайно обнаружили останки святого, отбирая в фондах предметы для передачи Церкви. Сейчас мощи находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ. Преставление и второе обретение мощей С.С. отмечается 15 января по нов. ст.
Теги: православие Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |