КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Устрялов Н. В.

УСТРЯЛОВ Николай Васильевич (1890-1937) – правовед, политический мыслитель, идеолог сменовеховства (литер

УСТРЯЛОВ Николай Васильевич (1890-1937) – правовед, политический мыслитель, идеолог сменовеховства (литер. псевдоним П.Сурмин). Незадолго до революции стал приват-доцентом Московского университета, участвовал в деятельности Московского религиозно-философского общества, выступив там с докладом о национальной проблеме у старших славянофилов (1916 г.). Февральскую революцию встретил в рядах кадетской партии, но скоро увидел необходимость твердой, единой власти. В начале 1918 г. вместе с молодыми кадетами Ю.Ключниковым и Ю.Потехиным начинает издавать еженедельник "Накануне", в котором выступают такие известные авторы, как Н.Бердяев, П.Струве, В.Брюсов. У. отходит от идеи права как абсолютной ценности и продвигается к признанию того, что в критические эпохи право должно уступать место другим, более существенным ценностям. В феврале 1919 г. он прибывает в столицу колчаковского правительства Омск, где способствует отделению Колчака от левого крыла белого движения и выступает за военную диктатуру. После поражения колчаковской армии У. приходит к выводу о том, что дальнейшее сопротивление большевизму немыслимо, ибо иностранные державы стараются всячески использовать гражданскую войну для ослабления России. Он обосновывается в Харбине, работает профессором в Харбинском университете и занимается поиском нового подхода к пониманию пореволюционных судеб России. Как национально настроенный мыслитель, опиравшийся на традиции русской религиозной философии, восходящей к ранним славянофилам, наследию Н.Я. Данилевского и К.Н.Леонтьева, У. начинает думать о таких явлениях общественно-исторического развития, когда тело народа как бы утрачивает национальную душу, что ставит перед элитой нации задачу одушевления, одухотворения телесных форм национального бытия. Подобная логика приводит мыслителя к довольно оптимистической оценке большевистской системы. У. находит достаточное соответствие ее национально-государственным интересам русского народа в настоящем и видит возможность ее духовного перерождения в будущем. Была бы Россия мощна, велика, страшна врагам – остальное приложится, надеется он. Вокруг этих идей объединяется группа единомышленников, которые вместе с У. издают сборник статей “Смена вех” (Прага, 1921 г.) и инициируют движение сменовеховства. У. становится идейным лидером движения, формулируя его ключевые установки. Он придает первостепенное значение физической силе и пространственному величию российского государства. «Глубоко ошибается тот, кто считает территорию “мертвым” элементом государства, индифферентным его душе, – пишет У. в вышеназванном сборнике. – Я готов утверждать, скорее, обратное: именно, территория есть наиболее существенная и ценная часть государственной души, несмотря на свой кажущийся “грубо физический” характер. Помню, еще в 1916 г… я старался доказать “мистическую” в корне, но в то же время вполне осязательную связь между государственной территорией, как главнейшим фактором внешней мощи государства, и государственной культурой, как его внутренней мощью. Эту связь я еще отчетливее усматриваю и теперь… Лишь “физически” мощное государство может обладать великой культурой» (Смена вех. С. 49.). У. верит, что могучий российский организм, нерасторжимая целостность его материально-духовной природы перенесет болезненные крайности революции, обновится ее творческими энергиями и обретет прежнюю многогранную культурную развитость. “Русская культура должна обновиться изнутри, – прокламирует он. – Мне кажется, что революция более всего способствует этому перерождению, и я глубоко верю, что гениально оживив традиции Белинского, она заставит Россию с потрясающей силой пережить и правду Тютчева, Достоевского, Соловьева” (Там же).

Правда, в его душе остается место сомнению. Если Россия выйдет из кризиса страною “безмузыкальной цивилизации”, если она утратит в нем своего Бога, свою душевную сущность – это будет не чем иным, как особою формой ее исторической смерти, писал У. в статье, родившейся во время Пасхи и названной "Светлое Воскресенье" (См.: Под знаком революции. С.143). Несмотря на подобного рода сомнения У. вернулся в Россию в 1935 г. Некоторое время он занимался преподавательской деятельностью в одном из московских вузов, но затем был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности.

Соч.: Устрялов Н.В.(Сурмин П.) В борьбе за Россию.– Харбин,1920; Patriotica // Смена Вех.– Прага, 1921; Под знаком революции.– Харбин, 1925; Политическая доктрина славянофилов.– Харбин, 1925; Итальянский фашизм.– Харбин, 1928; О политическом идеале Платона.– Харбин, 1929; Германский национал-социализм.– М.: Вузов. кн., 1999. См. также лит-ру после статьи Сменовеховоство.

Ю.Ю.Булычев


Теги:  православие, русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.