КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Шарапов С. Ф.

ШАРАПОВ Сергей Федорович (1855 - 1911) – писатель, экономист, политический мыслитель и публицист православно-национального нап

ШАРАПОВ Сергей Федорович (1855 - 1911)<#whitespace />писатель, экономист, политический мыслитель и публицист православно-национального направления, ученик И.С.Аксакова. Закончил Николаевское инженерное училище. В 1875 г. отправился добровольцем в Боснию и Герцеговину. В конце 1870-х годов был парижским корреспондентом «Нового времени», в 1880-х и 1890-х гг. издавал журналы «Русское дело» и «Русский труд», занимался сельским хозяйством. В 1900 г. опубликовал за границей «опыт русской политической программы» славянофильского характера, запрещенной к распространению в России министерством внутренних дел. В годы первой русской революции участвовал в православно-патриотическом движении, разочарование в котором привело Ш. к изданию независимого авторского журнала «Свидетель», где он подверг рассмотрению духовные и социально-политические проявления «революции сверху», развернувшейся в России после манифеста 17 октября 1905 г.

Как все мыслители – славянофилы, Ш. на первый план выдвигал задачу восстановления истинной сути православной монархии и земского самоуправления, искаженных долговременным влиянием западничества. Принципиальным недостатком петербургской системы мыслитель считал прямое включение царя в механизм бюрократической машины, что приводило к поглощению царского самодержавия бюрократическим всевластием, сковывало и религиозно-нравственную энергию монархии, и свободу развития народной жизни. Государь, лишенный знания народного мнения, наличествующих точек зрения в обществе, был вынужден следовать воздействию бюрократических ведомств, превращаясь из чуткого органа национально-общественного бытия в высшее звено обезличенного правительственного механизма. Преодолеть это ненормальное положение Ш. считал возможным посредством вывода царя из бюрократической иерархии и восстановления действительной связи нации с монархом. Последний призван был вступить в общение не с рядом специализированных правительственных ведомств, но с совокупностью живых самоуправляющихся земских организмов, количество которых должно было соответствовать реальной возможности личного участия царя в областном управлении и государевом суде. Программа Ш. предполагала разделение страны на более крупные, чем губернии, более естественно и органично выделенные самоуправляемые области, которых всего должно быть 18 (12 русских и 6 инородческих). В каждой области власть делилась между представителем монарха и представителями самоуправления, обязанными самостоятельно вести все дела области в пределах, очерченных законом. До Государя должны доходить лишь те областные дела, где 1) наблюдается противоречие между представителями центральной власти и самоуправления, 2) имеется потребность в перемене существующих общегосударственных законов, 3) оказывается необходимым сверхзаконное вмешательство монарха в виде оказания милости, 4) наличествует спор между двумя или многими областями, 5) возбуждено непосредственное внимание Государя тем или иным образом (См.: Самодержавие и самоуправление. С. 21).

Наряду с разработкой славянофильски ориентированной политической программы, Ш. осмысливал перспективы «третьего пути» России между капиталистической и социалистической моделью. Он полагал, что самодержавие, опираясь на самоуправление, вызвав к жизни все нравственные элементы общества и народа и дав им свободу и силу, одно сможет обуздать непомерно выросшего Золотого Тельца и направить общественное развитие мирным путем, без той социальной революции, которая угрожает залить Запад кровью (См.: Шарапов С.Ф. Обуздать золотого тельца // Опыт русской политической программы.– М., 1905. С.83). Наследие Ш. не утратило актуальности для всех, кто стремится понять самобытный исторический путь России и найти современные формы сочетания традиции и новаторства.

Соч.: Шарапов С. Ф. Будущность крестьянского хозяйства. Ч. 1.– М., 1882; Самодержавие и самоуправление.– Берлин., 1899; Диктатор. Политическая фантазия.– М., 1907; Земля и воля…без денег.– М.,1907; Мирные речи. 2-е изд.– М,: 1901; Социализм как религия ненависти.– М., 1907; Сущность аграрного кризиса.–М., 1906; Франция и славянство.– СПб., 1894; Царь и народ.– М, 1908; Чем спасти дворянство?– М., 1897; Русские исторические начала и их современное приложение.– М., 1908; Деревенские мыслители о нашем государственном хозяйстве; Неопознанный гений. Памяти Н.П.Гилярова-Платонова.– М., 1903.

Ю.Ю.Булычев


Теги:  православие, русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.